«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки П. И. Чайковского
Выпуск 554
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю. Рукописный отдел, как правило, связывают с именами русских музыкантов, но и «иностранное присутствие» в нём ощущается весьма заметно.
Яркий пример — знаменитый итальянский композитор 17-го века Алессандро Страделла. Его наследие включает оперы, оратории, сотни вокальных и хоровых сочинений, десятки произведений для различных инструментальных составов. Сама биография музыканта полна неожиданных поворотов и похожа на приключенческий авантюрный роман. В ней сплелись в одно целое и любовные истории, и детективные эпизоды, полные опасностей и риска, и даже чудеса. Легенда гласит, что своей музыкой Страделла настолько растрогал подосланных к нему убийц, что они не смогли совершить задуманное злодеяние. Этот эпизод был особенно популярен в романтическую эпоху, когда Страделла стал, по сути, персонажем массовой культуры, а его имя — весьма ходовым «брендом». Перипетии жизни композитора послужили сюжетной основой для шести опер, самая известная из них — написанная в 40-х годах 19-го века опера Фридриха фон Флотова «Алессандро Страделла».
С именем Страделлы связаны и крупные мистификации: под его мнимым авторством было в разное время издано не менее двухсот пятидесяти сочинений других композиторов. Среди них оказалась и ария Париса из оперы Глюка «Парис и Елена». Эта опера была впервые поставлена в Вене в 1770-м году, но затем надолго исчезла из репертуара и была основательно забыта. А в 1852 году арию Париса в переложении для пения с фортепиано под авторством Страделлы выпустило лондонское издательство «Лидер и Кок», а вскоре ее перепечатали несколько европейских фирм, в том числе известное берлинское издательство «Шлезингер». Именно экземпляр берлинского издания использовал Чайковский, когда оркестровал в 1870 году арию для исполнения в концерте Русского музыкального общества в Москве. Попав, как и все, под власть мистификации, в автографе своей работы Чайковский указал ошибочное авторство сочинения — «Aria. Stradella».
Рукопись инструментовки Чайковского хранится в фондах Российского национального музея музыки. Она ценна не только тем, что принадлежит гению русской музыки. Перед нами яркое свидетельство того, какие таинственные повороты и мистификации порой таит история.
Автографы великих композиторов — это важнейшая часть нашей музыкальной культуры.
А. В. Комаров