Эолова Арфа

  • 12 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В собрании Музея музыки имеется две эоловы арфы. Одна из них, изготовленная в Праге, подарена Музею в 1974 году. Это копия 16-струнной эоловой арфы, хранящейся в Чешском Национальном музее. Второй инструмент — 20-струнный — сделан во Франции в конце 19-го века. В 1980 году его привезла из Парижа и подарила Музею Нина Кушелева-Дюшмен, племянница Елизаветы Дмитриевой, соратницы Карла Маркса, участницы Парижской Коммуны и Русской секции Первого Интернационала. Обе эоловы арфы демонстрируются в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Эолова Арфа
Эолова или воздушная арфа названа по имени Эола, древнегреческого бога ветров. Её струны начинают звучать под воздействием потока воздуха. Резонатором эоловой арфы является узкий деревянный ящик с длинными отверстиями по бокам. Внутри корпуса натянуты струны. Их число бывает очень разным — от 4-х до 48-ми. Струны одинаковой длины, но различной толщины и степени натяжения. Обычно они настраиваются в унисон, а при колебаниях издают не только основной тон, но и обертоны. И чем сильнее ветер, тем более слышны высокие обертоны. Поэтому эоловы арфы часто размещали на крышах зданий, в оконных проёмах и на подоконниках, в парковых беседках, ротондах и гротах — одним словом, там, где есть потоки воздуха.
Эта разновидность арфы была популярна в Англии в середине 18-го века среди поэтов-«озёрников», они часто упоминали этот инструмент в своих стихах. А в России самая известная эолова арфа была установлена в середине 19-го века в Пятигорске, на горе. Позже она была разрушена, осталась только беседка в форме ротонды, которую и сейчас называют «Эолова арфа» и куда водят экскурсии.
Для поэтов эпохи романтизма эолова арфа символизировала гармонию природы и человека. У английского поэта Кольриджа есть такие строки: «А что если все существа живой природы — лишь эоловы арфы различных очертаний, вибрации которых превращаются в мысли, словно бы сквозь них, текучий и безбрежный, проносится разумный ветер?». Гёте упоминает эолову арфу в знаменитом посвящении к «Фаусту»:
Эоловою арфой прорыдало Начало строф, родившихся вчерне. Я в трепете, томленье миновало, Я слезы лью, и тает лед во мне.
Образ Эоловой арфы нередко встречается в творчестве российских поэтов и писателей: например, в романе Аркадия Аверченко «Шутка Мецената», в стихотворении Николая Гумилёва «Красное море». Василий Жуковский создал балладу «Эолова арфа».
Вслед за Шуманом «Эоловой арфой» называют знаменитый Первый этюд Шопена.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Н. В. Милешина

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».