Фотопортрет Николая Черепнина

Выпуск 581
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Перед нами старинная фотография из фондов музея. Молодой человек в черном костюме стоит, опершись рукой на спинку кресла; его живой взгляд направлен прямо в объектив. На снимке — Николай Николаевич Черепнин.
Фотопортрет Николая Черепнина
Композитор и дирижер родился в 1873 году. Он разделил судьбу многих соотечественников, оказавшихся после революции за границей. По этой причине сочинения Черепнина долгое время не издавались и не исполнялись на Родине, а ведь наследие композитора значительно. Он автор шестнадцати балетов, двух опер, двух симфоний, Фортепианного концерта, духовных и вокальных сочинений, Симфониетты памяти Римского-Корсакова, в классе которого он учился в Петербургской консерватории.
В годы, когда была сделана фотография, Николай Черепнин был дирижером «Русских симфонических концертов», летних концертов в Павловске, Исторических концертов в Москве и оперным дирижером Мариинского театра. С 1905 года музыкант преподавал в Петербургской консерватории, где основал первый в России класс дирижирования. Одним из его учеников был Сергей Прокофьев, оставивший об учителе яркие воспоминания в своих Дневниках.
В дальнейшем Черепнин войдет в историю как дирижер «Русских сезонов» Дягилева в Париже, Монте-Карло, Берлине и других европейских столицах, а также основатель Русской консерватории в Париже.
На музейной фотографии имеется дарственная надпись: «Дорогому Андрею Андреевичу Дидерихс от искренне его любящего Николя Черепнина. Декабрь 1906 года».
Фамилия Дидерихс была известна в России с начала XIX века. Выходец из Брауншвейгского герцогства Фридрих Дидерихс основал первую в России фортепианную фабрику. Его потомок, Андрей Дидерихс не имел отношения к семейному делу, но занимался продажей роялей, был представителем фирмы Бехштейн — а кроме того, организовывал концерты. Сергей Рахманинов был с ним в деловых, а затем и в дружеских отношениях. Николай Черепнин, судя по дарственной надписи, — тоже.
Фотография представляет нам еще одну известную персону культурной жизни первых десятилетий XX века — на паспарту заметен фирменный знак фотостудии: «Буассона и Эглер».
Фред Буассона — известный швейцарский фотограф, владелец крупной студии в Женеве. В 1900 году он приехал в Россию вместе со своим компаньоном Фрицем Эглером. Мастер поставил целью добиться расположения российского императора. Это ему удалось, хотя и не сразу. В фотостудии на Невском проспекте, 24 заказывали снимки представители высшего света, императорской фамилии и сам Николай Второй с семьей. После революции студия была национализирована, многие негативы бесследно исчезли. Тем ценнее фотография Николая Черепнина из музейных фондов.
Архивные фотоматериалы — это живая история музыки.
Наталья Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.