Фонола фирмы L. Hupfeld (Лейпциг, 1910–20-е)

  • 10 января 2023
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В конце 90-х годов в коллекции Музея музыки появилось механическое пианино — фонола, созданная на известной фабрике «Хупфельд» в Лейпциге в первые десятилетия ХХ века. Внешне фонола похожа на обычное пианино, однако внутрь вмонтировано устройство, которое позволяет исполнять музыку без участия пианиста, посредством перфорированной бумажной ленты. Механизм его действия основан на принципе всасывания воздуха. Через отверстия ленты с помощью педалей нагнетается воздух, приводящий в движение молоточки, ударяющие по клавишам, либо по струнам.
Первые механические фортепиано с пневматической системой появляются в начале 60-х годов XIX века. В последующее десятилетие в США и Европе было зарегистрировано несколько сотен подобных патентов. Вначале механизм помещался в отдельном корпусе, который подкатывали к фортепиано.
Музейная фонола представляет более позднюю конструкцию: механизм вмонтирован внутрь обычного фортепиано. Такие инструменты стали именовать пианолой, фонолой или автопиано.
Фонола фирмы L. Hupfeld (Лейпциг, 1910–20-е)
Фонола была разработана на фабрике Людвига Хупфельда в Лейпциге в 1902 году. По устройству и форме она близка пианоле. Однако в отличие от неё фонола имеет увеличенный диапазон (73 тона вместо 65). Благодаря этому ее репертуар значительно расширился: от модных танцев до фортепианных транскрипций симфоний и опер.
Фирма Хупфельда совершенствовала конструкцию. В 1904 году появилось первое электрическое пианино «Фонолист», а спустя три года — фонолист-скрипка, которая стала первым в мире двойным устройством, соединяющим механическую скрипку с механическим пианино. Пик производства фонол, как и других механических фортепиано, пришёлся на первые десятилетия ХХ века. Но с появлением граммофона подобные устройства постепенно вышли из употребления.
Основной продукцией фирмы «Хупфельд» оставались традиционные фортепиано — изящные внешне и великолепные по звуку. В 1910 году был построен Хупфельд-Хаус с концертным и демонстрационными залами для 200 инструментов. В 1912 году Король Саксонии Фридрих Август нанёс официальный визит на фабрику Хупфельда. Производство постоянно расширялось: с 1918 по 24-й годы фирма приобрела три фортепианные фабрики, включая «Карл Рёниш» в Дрездене. А 1925-й год ознаменовался слиянием компании с фабрикой «Братья Циммерман» в Лейпциге. Концерн стал крупнейшим фортепианным предприятием в Европе с объемом производства более 20 тысяч инструментов в год; большинство шло на экспорт. Сегодня торговая марка «Хупфельд» принадлежит фортепианной фирме «Карл Рёниш».
Раритетную фонолу фирмы «Хупфельд» можно увидеть в филиале Музея музыки — Музее «Чайковский и Москва» на Кудринской площади, недавно переименованной в честь Петра Ильича.
Редкие музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Владимировна Милешина

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».