«Трубадур русской песни»

Выпуск 576
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится уникальный альбом из четырех грампластинок, выпущенный фирмой «His master’s voice» в середине 1950-х годов. Впервые в истории выдающийся болгарский певец Борис Христов записал все песни и романсы Мусоргского. Альбом включает шестьдесят три произведения, в том числе вокальные циклы «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти». В издание входит объемный буклет с текстами песен на русском и английском языках.
Огромное значение этого альбома было признано сразу после его выхода в свет. Критики с восхищением писали об интерпретациях Христовым песен Мусоргского и даже пожаловали певцу неофициальный, но почетный титул «трубадур русской песни». Известный французский музыкальный теоретик Марк Пеншерль отмечал: «наибольший памятник Мусоргскому, воздвигнутый на сегодняшний день, — это работа Христова по исполнению всех песен этого самобытного гения».
После Шаляпина трудно назвать певца, равного по исполнительским возможностям и масштабу дарования Борису Христову. Он был для всего мира олицетворением русской оперы, непревзойденным исполнителем русского камерного репертуара, активным пропагандистом творчества Мусоргского. Не удивительно, что наиболее известными стали партии певца в операх любимого композитора — Борис в опере «Борис Годунов» и Досифей в «Хованщине». Важное место в репертуаре Христова занимала камерная лирика русских композиторов — Глинки, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова и, конечно, Мусоргского.
В статье, помещенной в буклете, Христов писал:
«Глубокое восхищение гением Модеста Мусоргского побудило меня посвятить себя искусству пения, и таким образом весь ход моей жизни изменился, ибо раньше я планировал стать юристом. Во Франции, куда я переехал позднее, моя интерпретация русской музыки завоевала признание. Эти успехи вызвали желание сделать запись всех песен Мусоргского. С намерением дать ясное представление о развитии творчества композитора, я расположил их в строго хронологическом порядке. Точное и верное истолкование песен Мусоргского требует глубокого и подробного знания всей его жизни, ибо ни в одном другом произведении композитора связь между жизнью и искусством не является столь тесной и неразрывной».
В начале 1960-х годов Христов записал на грампластинки не только произведения Мусоргского, но и музыку других композиторов «Могучей кучки» — Балакирева, Римского-Корсакова, Бородина, Кюи, а также романсы Чайковского и Рахманинова. Каждый из этих альбомов стал сенсацией на Западе.
Заслуги певца перед русской культурой неоценимы, но, к сожалению, в наши дни имя Бориса Христова и его великое искусство стало постепенно забываться.
Уникальные звукозаписи — это живая история музыки.
Сигейкина Е.Б.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.