Тромбон, принадлежавший Борису Георгиевичу Манжоре

Выпуск 574
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2002 году в Музей музыки поступил теноровый тромбон работы чикагского мастера начала XX века, принадлежавший музыковеду, тромбонисту, педагогу, заслуженному деятелю искусств РСФСР, члену Союза композиторов СССР и Союза театральных деятелей России Борису Георгиевичу Манжоре. С этим тромбоном он не расставался на протяжении всей карьеры.
От других медных духовых тромбон отличается наличием особой передвижной У-образной трубки — кулисы, с помощью которой музыкант может извлекать звуки хроматического звукоряда. Тромбон известен в Европе с XV века: он применялся в церковной музыке, оперных спектаклях, популярен в джазе и современной музыке. Тромбоны бывают разной величины, они отличаются по диапазону: альтовый, теноровый, басовый и контрабасовый. Самый популярный среди них — универсальный по тембру и диапазону тенор-тромбон. Именно на таком инструменте играл Борис Манжора.
Тромбон, принадлежавший Борису Георгиевичу Манжоре
В мае 2021 года музыканту исполнилось бы 100 лет. Он родился в семье железнодорожников в городе Шадринске, в Зауралье. С 11 лет играл на тромбоне в духовом оркестре. В годы учебы в Свердловском музыкальном училище работал в оркестре местного оперного театра. В 1939 году поступил в Уральскую консерваторию, но был призван в Красную Армию. После военной службы продолжил учёбу на оркестровом и музыковедческом факультетах. В 50-х годах преподавал в Уральской консерватории и Свердловском музыкальном училище, занимался изучением и популяризацией народного творчества и музыкальной культуры Урала, руководил джазовым оркестром.
В 60-е годы, а также с середины 70-х до конца жизни Борис Манжора преподавал в Саратовской консерватории, был проректором, заведующим кафедрой истории музыки. В конце 60-х — первой половине 70-х работал на Украине: был первым ректором Донецкого филиала Харьковского музыкально-педагогического института. Подготовил к печати «Методику обучения игре на тромбоне», изданную в Киеве. Всего музыкант издал более трёхсот музыковедческих и методических работ.
У Бориса Манжоры было более двухсот учеников — тромбонистов, тубистов и музыковедов. Он автор произведений для квартета тромбонов, для тромбона и фортепиано, работал также над усовершенствованием инструмента — созданием тромбона с двойной кулисой.
Музейный инструмент, принадлежавший Борису Манжоре, экспонировался на выставках, посвященных истории Гимна России и музыке на фронтах Великой Отечественной войны.
Ценные музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.