Сюрем-пуч

  • 30 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В экспозиции Российского национального музея музыки демонстрируется марийский духовой музыкальный инструмент первой трети ХХ века — сюрем-пуч. В переводе это означает «урожайная, или праздничная труба».
Инструмент делают из коры молодой липы, целиком снятой со ствола. Кору укрепляют, обматывая берестой и подложив по всей длине деревянную палку, чтобы предотвратить переломы и сгибы. В длину сюрем-пуч может достигать двух метров. В верхний конец инструмента вставляется деревянный мундштук для извлечения звуков натурального звукоряда. Перед игрой для лучшего звучания сюрем-пуча увлажняют. Играют на нем стоя, удерживая трубу обеими руками. Исполнители — исключительно мужчины. Звук инструмента яркий, пронзительный, его хорошо слышно издалека.
Сюрем-пуч
В прошлом сюрем-пуч применялся в качестве священной ритуальной трубы при проведении языческих обрядов. На нём играли во время национального праздника урожая — сюрема, проходившего на третьей неделе после летнего солнцестояния, то есть в середине лета — в самое теплое и светлое время года. В этот период совершались общие молебны и народные гуляния. Звукам сюрем-пуча приписывалась магическая сила, способная влиять на природу и обеспечивать урожай.
Перед коллективным молебном или после него устраивался обряд изгнания нечистых сил. Парни верхом на лошадях с шумом и криком скакали вокруг священной рощи, по полю и по деревне, трубили в трубу сюрем-пуч. Затем обходили поочередно все крестьянские избы. Двое пожилых мужчин, стоя около избы и во дворе, трубили в сюрем-пуч, чтобы напугать злых духов. Мариийцы считали, что звуки этого инструмента изгоняли вместе со злыми духами и различные болезни. Участников обряда изгнания злых сил угощали топлёными сливками. Победители конных состязаний получали призы и почетное право доставить верхом на лошади сюрем-пуч в рощу-молельню — сюрем-ото, где инструмент ломали, кидали в условленное место или оставляли в лесу на ветке священного дерева. Иногда сюрем-пуч сжигали, принося в жертву языческому богу урожая.
В период праздника нельзя было курить, употреблять алкогольные напитки, сквернословить, шуметь. Молебны сопровождались очищением с помощью купания в реке или в бане. Праздник завершался традиционным гуляньем, сопровождавшимся танцами, пением, играми. Как и в другие праздники, хозяева встречали гостей, угощали их обрядовой едой.
В настоящее время труба сюрем-пуч утрачивает прежнюю популярность, однако остается важной частью традиционной народной культуры.
Редкие музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.