Сюрем-пуч

Выпуск 573
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В экспозиции Российского национального музея музыки демонстрируется марийский духовой музыкальный инструмент первой трети ХХ века — сюрем-пуч. В переводе это означает «урожайная, или праздничная труба».
Инструмент делают из коры молодой липы, целиком снятой со ствола. Кору укрепляют, обматывая берестой и подложив по всей длине деревянную палку, чтобы предотвратить переломы и сгибы. В длину сюрем-пуч может достигать двух метров. В верхний конец инструмента вставляется деревянный мундштук для извлечения звуков натурального звукоряда. Перед игрой для лучшего звучания сюрем-пуча увлажняют. Играют на нем стоя, удерживая трубу обеими руками. Исполнители — исключительно мужчины. Звук инструмента яркий, пронзительный, его хорошо слышно издалека.
Сюрем-пуч
В прошлом сюрем-пуч применялся в качестве священной ритуальной трубы при проведении языческих обрядов. На нём играли во время национального праздника урожая — сюрема, проходившего на третьей неделе после летнего солнцестояния, то есть в середине лета — в самое теплое и светлое время года. В этот период совершались общие молебны и народные гуляния. Звукам сюрем-пуча приписывалась магическая сила, способная влиять на природу и обеспечивать урожай.
Перед коллективным молебном или после него устраивался обряд изгнания нечистых сил. Парни верхом на лошадях с шумом и криком скакали вокруг священной рощи, по полю и по деревне, трубили в трубу сюрем-пуч. Затем обходили поочередно все крестьянские избы. Двое пожилых мужчин, стоя около избы и во дворе, трубили в сюрем-пуч, чтобы напугать злых духов. Мариийцы считали, что звуки этого инструмента изгоняли вместе со злыми духами и различные болезни. Участников обряда изгнания злых сил угощали топлёными сливками. Победители конных состязаний получали призы и почетное право доставить верхом на лошади сюрем-пуч в рощу-молельню — сюрем-ото, где инструмент ломали, кидали в условленное место или оставляли в лесу на ветке священного дерева. Иногда сюрем-пуч сжигали, принося в жертву языческому богу урожая.
В период праздника нельзя было курить, употреблять алкогольные напитки, сквернословить, шуметь. Молебны сопровождались очищением с помощью купания в реке или в бане. Праздник завершался традиционным гуляньем, сопровождавшимся танцами, пением, играми. Как и в другие праздники, хозяева встречали гостей, угощали их обрядовой едой.
В настоящее время труба сюрем-пуч утрачивает прежнюю популярность, однако остается важной частью традиционной народной культуры.
Редкие музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.