Скрипка работы мастера Николая Старовойтова, посвящённая ХХVII съезду Компартии Советского Союза

  • 30 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В фонде музея хранятся необычные скрипки. Мастер Николай Старовойтов (в свое время его называли «белорусским Страдивари») посвящал созданные им инструменты великим певицам — Лидии Руслановой и Анне Герман. А в середине 80-х годов подарил Музею музыки скрипку, оформленную очень необычно. Верхний овал обратной стороны корпуса украшен перламутровой инкрустацией в виде серпа и молота, 5-конечных звезд, а также надписью: «27-му съезду Коммунистической партии Советского Союза». Кроме того, по грифу скрипки идет инкрустация перламутром в виде надписи: «1917 — 1987, 70 лет СССР», а также изображение серпа и молота.
Эти надписи на скрипке не случайны: Николай Старовойтов всегда был активным гражданином.
Скрипка работы мастера Николая Старовойтова, посвящённая ХХVII съезду Компартии Советского Союза
Мастер родился в 1922 году в Гомельской области. Родители работали в колхозе, в семье росло 10 детей. Во время Великой Отечественной войны Старовойтов сражался в партизанском отряде. После победы работал в органах НКВД, затем в торговле, позже — ревизором.
Но через всю жизнь Николай Денисович пронес любовь к музыке. Свою первую скрипку он создал в возрасте 11-ти лет, без всякой помощи! А всего изготовил 45 инструментов. Заказывать скрипки и перенимать опыт к Старовойтову приезжали музыканты со всего Советского Союза. Однажды его спросили: «В чем секрет вашего редкого и бесценного дара?». Мастер ответил просто и ёмко: «Материал хороший нужен (ель, клён, граб). Делать скрипку надо аккуратно, по всем правилам, чтобы звук был. Этот музыкальный инструмент требует очень тонкого подхода. Больше трёх месяцев уходит на его изготовление».
Музейная скрипка работы Николая Старовойтова, посвящённая 27-му съезду Коммунистической партии — не только прекрасный инструмент, но и часть нашей недавней истории.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.