Композитор Николай Титов

  • 27 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На портрете из музейной коллекции — военный и композитор в одном лице: Николай Алексеевич Титов. Неизвестный художник изобразил молодого черноволосого юношу в военном мундире с золотыми эполетами и кивером в руках.
Композитор Николай Титов
Николай Титов принадлежал к династии музыкантов-любителей 18-го — 19-го веков. Композиторами были его отец — Алексей Николаевич, дядя — Сергей Николаевич, и два брата — родной и двоюродный. Как и отец, дослужившийся до чина генерал-майора, Николай избрал военную карьеру. Он родился в 1800 году и был крестником великого князя, будущего императора Александра Первого. Николай Титов окончил кадетский корпус, был произведён в офицеры, служил и в 1867 году вышел в отставку генерал-лейтенантом. Однако еще в юности в нём, по его словам, «заговорило сердце», и он стал сочинять музыку. Титов получил лишь домашнее музыкальное образование и был композитором-любителем, подобно Алябьеву, Варламову и Гурилёву. В отличие от отца, скрипача и автора двенадцати опер, Николай Титов писал популярную музыку своего времени: танцы, марши и романсы. Многие его сочинения были напечатаны и стали известны благодаря своей простоте, искренности и теплоте чувства. Его перу принадлежит свыше шестидесяти романсов на русские и французские стихи (первый был издан в 1820 году, последний — в конце 60-х). Среди популярных: «Шарф голубой», «Коварный друг», «Уединенная сосна», «Прости на долгую разлуку», «К Морфею». В 1900 году в «Русской музыкальной газете» к 100-летию со дня рождения композитора и 25-летию со дня его смерти была опубликована статья «Дедушка русского романса». Именно с этим титулом Николай Титов вошел в историю русской музыки.
Ценные произведения изобразительного искусства — важная часть нашей истории и культуры.
Н. Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.