Чунири
Выпуск 566
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится грузинский струнный музыкальный инструмент — чунири. Он изготовлен в конце 19-го века неизвестным мастером. Корпус инструмента круглой формы. Он состоит из обечайки, на которую с одной стороны натянута дека-мембрана. С другой стороны корпус открыт. Обечайку изготавливают из хвойных пород дерева. Заготовку обрабатывают, доводят до толщины 3 миллиметра, опускают в сосуд с горячей водой, затем сгибают в круг и закрепляют тесьмой или толстыми нитками. Шейка инструмента делается из лиственных пород. Она без ладов, плоская, заканчивается прямоугольной головкой с колками. Шейка проходит через корпус насквозь, образуя внизу «ножку». Её поверхность покрыта резным геометрическим орнаментом.
Струны из конского волоса имеют разную толщину. Для смычка используют прутья легко гнущихся пород дерева. Такой тип чунири распространён в Сванетии.
Играют на чунири преимущественно мужчины. Держат инструмент вертикально, зажимая корпус между коленями. Звук чунири тихий, хрипловатый, с характерными призвуками.
В Сванетии чунири хранили вблизи очага, перед игрой его разогревали у огня или на солнце. Исполнители знали, что ветер и сырость влияют на свойства мембраны, и по звучанию инструмента часто предсказывали погоду.
Чунири использовался, в основном, как аккомпанирующий инструмент. В Сванетии, где нет традиции сольного пения, в сопровождении чунири исполнялись многоголосные героические или плясовые песни.
Как и другие народные инструменты, чунири звучал на праздниках, свадьбах, но в основном он ассоциируется с настроением печали и скорби. На нём играли накануне похорон. Один из родственников покойного садился у изголовья гроба и тихим голосом под аккомпанемент чунири оплакивал умершего, вспоминал его жизнь и предков. С традицией участия чунири в погребальных ритуалах связана древняя легенда о возникновении инструмента. Отец, у которого умер единственный сын, пожелал оставить себе что-то на память о нём. Он изготовил корпус чунири из его руки, а струны — из его волос, и звуки созданного инструмента передавали горе скорбящего отца.
В фондах Музея музыки хранится ещё один чунири, созданный в 30-х годах известным мастером Тамаришвили. Он имеет другую конструкцию и более широкий диапазон. Однако чунири этого вида в музыкальной практике не прижились.
Народные инструменты — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина