Трокадеро

  • 30 декабря 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В музейной коллекции хранится гравюра «Всемирная выставка в Париже». Ее автор, известный гравер XIX века Август Иванович Даугель, из остзейских немцев, начинал работать в Эстонии, — называвшейся тогда Эстляндией, а затем открыл мастерскую в Санкт-Петербурге. Его работы публиковались в журналах, заменяя современные фотографии.
На гравюре, посвященной Парижской выставке, изображено ее официальное открытие 1 мая 1878 года. Церемония проходила во дворце Трокадеро, построенном специально для выставки в центре Парижа напротив Марсова поля; дворец получил свое название по имени испанского форта, завоеванного французами во время наполеоновских войн.
Трокадеро
На гравюре не виден купол дворца, делавший его похожим на мавританскую мечеть, и две высокие башни-минареты, зато благодаря большому размеру произведения можно разглядеть архитектурные детали величественного здания. Оно напоминает не только мечеть, но и византийский храм с полукруглыми арками, широкими лестницами-пандусами, фонтанами, развевающимися вымпелами и гигантскими скульптурами коня и быка. Видны и участники церемонии: богато одетая толпа в военных мундирах, фраках, цилиндрах, треуголках с плюмажами. Она заполняет галереи и балконы, поднимается по лестницам, занимая первый план гравюры.
Выставка представляла парад достижений мировой науки и искусства. На ней демонстрировались технические новинки: телефон Александра Белла, электрическая свеча Яблочкова, мегафон и фонограф Эдисона, алюминиевый самолет дю Тампля. Настоящий фурор вызвала голова незаконченной статуи Свободы — творение французского скульптора Фредерика Огюста Бартольди. Рядом с величественными павильонами-дворцами Англии, Франции, Испании, Японии павильон России в виде стилизованного русского терема, казалось, уступал соседям в роскоши, но значительно превзошел их по части представленных достижений — особенно в художественной области. Только один факт: на выставку отправились 40 полотен русских живописцев из собрания Павла Третьякова.
Среди тринадцати миллионов посетителей было множество наших соотечественников — ведь неслучайно именно на эту выставку богатый купец Кнуров приглашал бесприданницу Ларису Огудалову в пьесе Александра Островского. Событием культурной программы выставки стал приезд в Париж знаменитых русских музыкантов: Петра Ильича Чайковского и Николая Григорьевича Рубинштейна. В гигантском концертном зале на 4500 зрителей Рубинштейн блестяще исполнил Первый фортепианный концерт Чайковского, дирижировал Эдуар Колонн. Это был первый зарубежный триумф Петра Ильича.
Спустя одиннадцать лет славу русского музыкального искусства подтвердят и умножат концерты произведений русских композиторов на Парижской выставке 1889 года, в начале 20-го века столицу Франции покорят «Русские сезоны» Сергея Дягилева… А дворец Трокадеро, изображенный на гравюре из музейной коллекции, исчезнет — в середине 30-х годов его снесут, чтобы выстроить на этом месте нынешний дворец Шайо.
Ценные образцы изобразительного искусства — важная часть нашей культуры.
Наталья Тартаковская

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.