От других медных духовых тромбон отличается наличием особой передвижной У-образной трубки — кулисы, с помощью которой музыкант может извлекать звуки хроматического звукоряда. Тромбон известен в Европе с XV века: он применялся в церковной музыке, оперных спектаклях, популярен в джазе и современной музыке. Тромбоны бывают разной величины, они отличаются по диапазону: альтовый, теноровый, басовый и контрабасовый. Самый популярный среди них — универсальный по тембру и диапазону тенор-тромбон. Именно на таком инструменте играл Борис Манжора.
В мае 2021 года музыканту исполнилось бы 100 лет. Он родился в семье железнодорожников в городе
Шадринске(открывается в новом окне), в Зауралье. С 11 лет играл на
тромбоне(открывается в новом окне) в духовом оркестре. В годы учебы в Свердловском музыкальном училище работал в оркестре местного оперного
театра. (открывается в новом окне)В
1939 году(открывается в новом окне) поступил в
Уральскую консерваторию, (открывается в новом окне)но был призван в
Красную Армию(открывается в новом окне). После военной службы продолжил учёбу на оркестровом и музыковедческом факультетах. В 50-х годах преподавал в Уральской консерватории и Свердловском музыкальном училище, занимался изучением и популяризацией народного творчества и музыкальной культуры Урала, руководил
джаз(открывается в новом окне)овым оркестром.
В 60-е годы, а также с середины 70-х до конца жизни Борис Манжора преподавал в Саратовской консерватории, был проректором, заведующим кафедрой истории музыки. В конце 60-х — первой половине 70-х работал на Украине: был первым ректором Донецкого филиала Харьковского музыкально-педагогического института. Подготовил к печати «Методику обучения игре на тромбоне», изданную в Киеве. Всего музыкант издал более трёхсот музыковедческих и методических работ.
У Бориса Манжоры было более двухсот учеников — тромбонистов, тубистов и музыковедов. Он автор произведений для квартета тромбонов, для тромбона и фортепиано, работал также над усовершенствованием инструмента — созданием тромбона с двойной кулисой.
Музейный инструмент, принадлежавший Борису Манжоре, экспонировался на выставках, посвященных истории Гимна России и музыке на фронтах Великой Отечественной войны.
Ценные музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина