Письмо Татьяны Рахманиновой

  • 12 июня 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В фондах Музея музыки хранится переписка Сергея Рахманинова и его многочисленных корреспондентов — более тысячи писем. Среди этого эпистолярного массива обнаружено несколько писем, написанных младшей дочерью композитора — Татьяной. Самое раннее из них датировано 1922 годом, когда девочке было пятнадцать лет. Оно адресовано Марии Аркадьевне Трубниковой, родной сестре отца Сергея Васильевича, жившей в Москве. Письмо написано на именной почтовой бумаге Рахманинова с адресом «Нью-Йорк, Риверсайд-драйв, 33».
Письмо Татьяны Рахманиновой
«Дорогая тётя Маня, — пишет Татьяна, — Мы получили Ваши письма, и Папа просил меня ответить Вам, так как он сам очень редко пишет. У него болят руки». Дочери Сергея Васильевича часто приходилось писать под диктовку отца, порой даже во время его занятий. «Я играю, а Таня записывает» — читаем мы в одном из писем композитора к другу, Владимиру Вильшау. Но это письмо не продиктовано отцом. «Я хочу рассказать вам про нас и про нашу жизнь, — пишет Татьяна, — хотя это и не очень интересно. Начну с папы. Он остался всё такой же, каким был раньше! Всегда у него масса дел и концертов. Он часто играет в Нью-Йорке и всегда имеет громадный успех. Весной он едет в Лондон, где тоже будет играть. Я так соскучилась здесь и рада опять увидеть Европу, очень не люблю я Америку или, вернее, американцев. Такие они скучные и не интересные. Страна их очень красива, гораздо лучше их самих, иногда даже напоминает Россию. Зато музыкальная жизнь здесь очень интересна, сюда съехались все знаменитости». Татьяна особо отмечает приезд Фёдора Шаляпина и театра-кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева, и это не случайно. Русский уклад в семье Рахманиновых сохранялся за границей — в доме говорили по-русски, читали русские книги и газеты, даже докторов Сергей Рахманинов предпочитал русских.
А уж про помощь Рахманинова соотечественникам нечего и говорить. И про посылки в Россию, и про благотворительные концерты написано очень много. Татьяна Рахманинова также написала об одном из таких вечеров: «В день своих именин, 2 апреля, Папа давал концерт в пользу русских композиторов, артистов и учёных. Все деньги от этого концерта будут употреблены на посылки через американскую компанию Гувера. Надеюсь, их скоро получат в России».
Действительно, весь гонорар от симфонического концерта — 7500 долларов — пошёл на помощь профессорам, педагогам, артистам, писателям, композиторам, художникам в России. Сохранился список городов и организаций, куда были отправлены посылки на 4500 долларов — в нём перечислены 43 организации Москвы, Петрограда, Киева, Одессы, Казани, Нижнего Новгорода и Саратова. Остальные деньги были израсходованы на персональные посылки друзьям и знакомым.
Сергей Васильевич не забывал никого из своих родственников, оставшихся в России. Своей любимой тете Мане (Марии Аркадьевне Трубниковой) он как-то прислал дорогие ботинки, а они оказались велики. «Ввиду сего, — написал Рахманинов, — сделаю сегодня распоряжение, чтобы тебе вторично была послана такая же посылка с изменением цвета и номера ботинок (вместо 39-го номера — 37-й). Очень хочу надеяться, что эти ботинки тебе будут впору».
Письма великих музыкантов — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.