Портрет дамы с письмом в руке

  • 11 июня 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На старинном портрете из музейной коллекции изображена немолодая женщина в темных одеждах, сидящая в кресле. В ее руках, бессильно опущенных на колени, письмо и лорнет в золотой оправе. Красная сургучная печать на конверте не сломана — письмо еще не распечатано. Может быть, дама, увидев имя отправителя, погрузилась в раздумье и медлит прочитать письмо?
Художнику удалось прекрасно прописать лицо женщины в обрамлении темных волос и кружевного чепца. Фигура удалась хуже — заметно нарушение пропорций. Можно предположить, что перед нами произведение начинающего художника.
Портрет дамы с письмом в руке
Действительно, эта первая работа Адольфа Шарлеманя «Портрет дамы с письмом в руке», написанная им в 22 года при поступлении в Императорскую академию художеств.
Адольф Шарлемань был внуком французского скульптора, который прибыл в Россию во времена Екатерины II. Отец Адольфа, его дядя и брат были архитекторами.
В Академии художеств Шарлемань учился в классах Федора Бруни, мастера исторической живописи, и художника-баталиста Богдана Виллевальде. Поэтому не удивительно, что картина, за которую художник в 1855 году получил большую золотую медаль, была написана на военно-исторический сюжет и называлась «Монахи ордена капуцинов встречают фельдмаршала графа Суворова на вершине Сен-Готарда в 1799 году».
Карьера Шарлеманя была успешной. После длительного путешествия по странам Европы художник вернулся в Петербург, где проявил свой талант в разных жанрах и видах деятельности. Шарлемань работал гравером, писал образа для католических церквей и эскизы театральных костюмов, создал серию акварелей с изображением военных парадов и маневров для альбома императора Александра III, оформлял театральные программы и меню парадных обедов, преподавал в Академии художеств. Шарлемань удостоился звания «художника Его Императорского величества». А в 1882 году Александр III утвердил созданный художником эскиз Государственного герба Российской империи.
Шарлемань прославился эскизом игральных карт для массового полиграфического производства. Его проект стал самым удачным: Рисунки карт, почти не изменившись, используются в России и сегодня.
На фоне бурной и разносторонней деятельности Адольфа Шарлеманя его «Портрет дамы с письмом в руке» из собрания Музея музыки выглядит скромной «пробой пера». Но эта работа заслуживает внимания — как дебют талантливого художника.
Произведения изобразительного искусства — важнейшая часть нашей культуры.
Н.Тартаковская

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.