Портрет дамы с письмом в руке

  • 11 июня 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На старинном портрете из музейной коллекции изображена немолодая женщина в темных одеждах, сидящая в кресле. В ее руках, бессильно опущенных на колени, письмо и лорнет в золотой оправе. Красная сургучная печать на конверте не сломана — письмо еще не распечатано. Может быть, дама, увидев имя отправителя, погрузилась в раздумье и медлит прочитать письмо?
Художнику удалось прекрасно прописать лицо женщины в обрамлении темных волос и кружевного чепца. Фигура удалась хуже — заметно нарушение пропорций. Можно предположить, что перед нами произведение начинающего художника.
Действительно, эта первая работа Адольфа Шарлеманя «Портрет дамы с письмом в руке», написанная им в 22 года при поступлении в Императорскую академию художеств.
Адольф Шарлемань был внуком французского скульптора, который прибыл в Россию во времена Екатерины II. Отец Адольфа, его дядя и брат были архитекторами.
В Академии художеств Шарлемань учился в классах Федора Бруни, мастера исторической живописи, и художника-баталиста Богдана Виллевальде. Поэтому не удивительно, что картина, за которую художник в 1855 году получил большую золотую медаль, была написана на военно-исторический сюжет и называлась «Монахи ордена капуцинов встречают фельдмаршала графа Суворова на вершине Сен-Готарда в 1799 году».
Карьера Шарлеманя была успешной. После длительного путешествия по странам Европы художник вернулся в Петербург, где проявил свой талант в разных жанрах и видах деятельности. Шарлемань работал гравером, писал образа для католических церквей и эскизы театральных костюмов, создал серию акварелей с изображением военных парадов и маневров для альбома императора Александра III, оформлял театральные программы и меню парадных обедов, преподавал в Академии художеств. Шарлемань удостоился звания «художника Его Императорского величества». А в 1882 году Александр III утвердил созданный художником эскиз Государственного герба Российской империи.
Шарлемань прославился эскизом игральных карт для массового полиграфического производства. Его проект стал самым удачным: Рисунки карт, почти не изменившись, используются в России и сегодня.
На фоне бурной и разносторонней деятельности Адольфа Шарлеманя его «Портрет дамы с письмом в руке» из собрания Музея музыки выглядит скромной «пробой пера». Но эта работа заслуживает внимания — как дебют талантливого художника.
Произведения изобразительного искусства — важнейшая часть нашей культуры.
Н.Тартаковская

Последние выпуски программы

Письмо Валентина Парнаха Борису Асафьеву

В собрании Музея музыки хранится письмо Валентина Парнаха Борису Асафьеву из Парижа от 1 декабря 1922 года. В нём Парнах сообщает, что планирует выпустить книгу о Мусоргском и просит предоставить ему материалы о постановках опер композитора в России.

Шахматный альбом Давида Ойстраха

В личном фонде Давида Ойстраха в Музее музыки хранятся многочисленные альбомы с фотографиями и газетными вырезками, рассказывающими о концертах великого скрипача во многих странах мира. Среди этих ценных артефактов почти незаметен маленький, размером с тетрадный лист, альбомчик.

«Московский извозчик» Паоло Трубецкого

В фондах Музея музыки хранится скульптурная композиция «Московский извозчик», переданная в музей в 1983 году. Она принадлежала Фёдору Ивановичу Шаляпину и была создана его другом, художником-скульптором Паоло Трубецким в Москве в 1901 году.