Эскиз костюма Мефистофеля

Выпуск 547
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Фёдор Иванович Шаляпин был мастером сценического перевоплощения. В работе над образами артисту нередко помогали русские живописцы. Заметный след в его творческой биографии оставил Василий Поленов. Художник принимал непосредственное участие в постановках Частной Русской оперы, где он и познакомился с молодым певцом.
В то время в жизни Федора Ивановича произошли серьезные перемены. Он покинул сцену Мариинского театра ради Оперы Мамонтова, потерял в жалованье, но приобрел возможность самостоятельной творческой работы. И почти сразу решил изменить традиционный сценический облик Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно — эту роль он ранее исполнял в Тифлисе и Петербурге.
Эскиз костюма Мефистофеля
По гравюре известного немецкого живописца середины XIX века Вильгельма Каульбаха был сделан новый костюм, а сам Шаляпин создал грим. Взамен примелькавшегося «кавалера» в полубалетном трико на сцене появился новый Мефистофель, чья внешность была выражением сути образа. Поленов одобрительно отнесся к новациям молодого артиста. Но, прекрасно зная историю европейского Средневековья, художник заметил неверные детали в костюме Мефистофеля, некоторую вычурность и манерность.
Под впечатлением игры Шаляпина Поленов сделал для него эскиз костюма Мефистофеля и на следующем представлении «Фауста» в антракте прошел к певцу за кулисы и подарил эскиз.
На рисунке Поленова Мефистофель изображен в костюме, типичном для немецкого Средневековья. Историческая достоверность деталей сочетается с художественным обобщением. Удлиненная мужская фигура одета в темно-красный колет с прорезями, короткий оранжевый плащ и светло-красные рейтузы-чулки. На голове красный головной убор типа капюшона с узким пером, закрывающий шею. Художник подчеркнул угловатость позы, резкость движения рук, костлявые длинные пальцы. Даже в бегло намеченном профиле подчеркнуты острые черты лица Мефистофеля, саркастическое и злое выражение.
Рисунок Поленова помог Шаляпину окончательно порвать с шаблонной трактовкой оперного Мефистофеля. Это был переломный момент в развитии сценического образа, над которым великий артист продолжал работать всю жизнь.
Эскиз костюма Мефистофеля экспонируется в Музее-усадьбе певца на Новинском бульваре.
Ценные произведения изобразительного искусства — важнейшая часть нашей культуры.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.