Редкие записи Елизаветы Петренко

Выпуск 545
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранятся шесть старинных пластинок выдающейся певицы Елизаветы Петренко, выпущенных в 1910 году: две песни из цикла Мусоргского «Песни и пляски смерти», романсы Чайковского — «Страшная минута», «На нивы желтые» и «Он так меня любил», а также арии и дуэты из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила» — с Александром Брагиным.
Елизавета Фёдоровна родилась в 1880 году недалеко от Харькова. Образование получила в местной гимназии. В 1905 году окончила с малой золотой медалью Петербургскую консерваторию по классу вокала Наталии Ирецкой. Сразу же дебютировала на сцене Мариинского театра в роли Далилы в опере Сен-Санса. За десять лет работы в этом театре она выходила на сцену более шестисот раз, спев свыше сорока партий. Вокальное искусство Елизавета Фёдоровна совершенствовала у известного педагога Каролины Ферни-Джиральдони, брала уроки ритмики и танца у Михаила Фокина. Она с успехом гастролировала вместе с Шаляпиным в «Русских сезонах» Сергея Дягилева в Париже, Лондоне, Монте-Карло и Риме. Европейская публика и критика особенно отмечала выступления певицы в партиях Марины Мнишек и Марфы в операх Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина». В 1908 году Парижская академия наградила Елизавету Петренко орденом Серебряной Пальмы. Она была приглашена в театр Гранд-Опера на роль Маддалены в опере Верди «Риголетто». Её партнером в спектакле был великий Энрико Карузо.
Редкие записи Елизаветы Петренко
Елизавета Петренко обладала мощным, ровным во всех регистрах голосом меццо-сопрано, редким по красоте и мягкости тембром, высокой музыкальной культурой. Искусство певицы ценили Римский-Корсаков, Бакст, Луначарский. Она считалась одной из красивейших женщин своего времени. Достаточно взглянуть на её фотографии.
В первые годы Советской власти Елизавета Петренко выступала в петроградском Народном доме и Театре музыкальной драмы. В дальнейшем она преподавала в различных учебных заведениях, в том числе в Музыкальном техникуме имени Гнесиных и свыше 20-ти лет в Московской консерватории. По воспоминаниям современников, Елизавета Фёдоровна была проста в общении, очень доброжелательна. Её боготворили студенты. Сергей Левик называл её человеком «большой и благородной души».
Пластинки Елизаветы Петренко, хранящиеся в музее, напоминают нам о замечательной русской певице.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.