Альт работы мастера Амирана Оганезова

  • 21 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Недавно в фонды Музея музыки поступил альт, созданный в 2007 году мастером Амираном Павловичем Оганезовым.
Амиран Оганезов — заслуженный работник культуры России, скрипач, педагог, реставратор с мировым именем, заместитель председателя жюри конкурса скрипичных мастеров, проходившего в рамках Международного конкурса имени Чайковского в 2002 и 2007 годах.
Амиран Павлович родился в 1935 году в Хабаровске в семье начальника строительного треста. С 8-летнего возраста обучался игре на скрипке, в 1968 году окончил Институт имени Гнесиных. Более 25 лет трудился во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени Глинки (ныне Российский национальный музей музыки) в качестве художника-реставратора и главного эксперта струнных инструментов. Осуществлял реставрацию музейных экспонатов.
Альт работы мастера Амирана Оганезова
Оганезов также был мастером струнных инструментов. Он создал две виолончели, 8 альтов и множество скрипок — всего более 70-ти инструментов. На них играли такие известные музыканты, как Игорь Фролов, Сергей Кравченко, Игорь Богуславский и другие.
В начале 2000-х годов произошел курьезный случай. К скрипичным мастерам Музея вошел человек со словами: «Мне сказали, что здесь делают мебель, я привез образцы дерева». Присутствующие рассмеялись и сказали, что он ошибся, но попросили показать образцы. Молодой человек был из Вьетнама, а дерево, которое он предлагал, было удивительной красоты и похоже на клен «птичий глаз», который используют тирольские мастера. Амиран Оганезов, любитель всего нового, заинтересовался образцами. Так появились серия инструментов из этого материала.
Альт, поступивший недавно в музейные фонды, отличается изящной работой, нижняя дека, обечайки и головка инструмента выполнены из клена «птичий глаз». Инструмент обладает глубоким, бархатным и, вместе с тем, сильным концертным звуком.
Этот альт не раз звучал в концертах. На одном из вечеров в 2009 году слушателей ждал сюрприз. После исполнения на альте любимого Амираном Павловичем «Граве» чешского композитора Иржи Бенда мастер поднялся на сцену и сказал, что решил дать инструменту имя и назвать его «Михаил Брызгалов», в честь генерального директора Музея. «Альт сохранится на века, — продолжил Оганезов, — и я хочу, чтобы потомки знали о нашей дружбе».
Сегодня альт работы Амирана Оганезова включен в состав Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.