Фортепианный ролик Теодора Лешетицкого

  • 8 мая 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В музейном собрании перфорированных лент для механического фортепиано фирмы «Вельте-Миньон» хранятся 10 лент с записями игры польского пианиста, композитора и педагога Теодора Лешетицкого. Это бумажные перфорированные ленты красного цвета (а значит, высокого качества). На одной из них, записанной в феврале 1906 года, воспроизводится «Мазурка» Лешетицкого в исполнении автора.
Теодор Лешетицкий (в России его звали Фёдор Осипович) родился в июне 1830 года в Подкарпатском воеводстве. Его отец был пианистом, мать — певицей. Теодор учился вначале у отца, а затем в Вене у лучшего фортепианного педагога Карла Черни, который воспитал величайшего пианиста Ференца Листа.
Теодор Лешетицкий концертировал и преподавал в России более 25-ти лет, после того как в 1852 году приехал в Санкт-Петербург и играл в присутствии императора Николая I. Музыкант давал концерты и уроки музыки при дворе Великой княгини Елены Павловны. В 1862 году, когда открылась Петербургская консерватория, Лешетицкий по приглашению её директора, Антона Рубинштейна, стал профессором фортепианного класса.
В 1878 году музыкант переехал преподавать в Вену. Он воспитал более тысячи пианистов. Среди них Анна Есипова и Игнаций Ян Падеревский, прославившие имя своего учителя.
В работе с учениками Лешетицкий обращал особое внимание на качество звука, певучесть мелодии, экспрессивность исполнения. Он не требовал многочасовых занятий за инструментом, но развивал у молодых музыкантов умение мысленно представлять будущее звучание.
С большим успехом Теодор Лешетицкий исполнял музыку романтиков: Шуберта, Шумана, Шопена, Листа, а также сочинения Бетховена, любовь к которому привил ему Карл Черни, ученик и друг великого классика. К концу 1880-х годов музыкант завершил концертную деятельность, но продолжил преподавать до последних дней жизни. Он умер в ноябре 1915 года в возрасте 85 лет.
Лешетицкий проявил себя и как композитор: он автор фортепианного концерта, оперы и множества произведений для фортепиано. В возрасте 76-ти лет он записал восемь своих композиций на «Вельте-Миньон», самом прогрессивном в то время музыкальном механизме. Благодаря расшифровкам и перезаписям с перфорированных лент мы можем услышать «Мазурку» Теодора Лешетицкого в исполнении автора. Она звучит виртуозно, изящно и легко.
Носители «Вельте-Миньон» остались единственными образцами фортепианного исполнительства Теодора Лешетицкого. Учитывая большой вклад пианиста в историю мировой музыки, эти перфоленты имеют огромную ценность.
Редкие звукозаписи — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

  • 22 мая 2022

Фотография гитариста Сергея Орехова

Геннадий Дмитриев, автор и составитель книги воспоминаний о всемирно известном русском гитаристе Сергее Орехове, в 2006 году передал в дар Музею музыки рукописные материалы, фотографии, мемориальные вещи и концертный фрак, принадлежавшие музыканту.

  • 21 мая 2022

Альт работы мастера Амирана Оганезова

Недавно в фонды Музея музыки поступил альт, созданный в 2007 году мастером Амираном Павловичем Оганезовым — заслуженным работником культуры России, скрипач, педагог, реставратор с мировым именем.

  • 15 мая 2022

Рисунок Бориса Кноблока: костюм Машеньки к балету «Аленький цветочек»

В 1960 году в коллекцию Музея музыки поступили изобразительные и печатные материалы балета композитора Климентия Корчмарёва «Аленький цветочек» — по мотивам одноименной сказки Сергея Аксакова. Этот балет был поставлен в 1949 году в Новосибирском театре оперы и балета.