Елецкая рояльная гармоника

  • 23 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея музыки собрано более 50-ти гармоник из разных областей России. Особое место среди них занимает елецкая рояльная гармоника — инструмент ручной работы с полуторавековой историей, включенный в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Елецкая рояльная гармоника считается прямым предком современного аккордеона. Правая клавиатура инструмента с ее белыми и черными клавишами напоминает клавиатуру аккордеона и фортепиано. Строй её хроматический.
Елецкие гармоники со временем совершенствовались. В середине 60-х годов XIX века в окрестностях Ельца появилась местная гармоника — русянка с более широкой правой клавиатурой и более длинными клавишами по сравнению с тульскими образцами. Клавиши обклеивались костью. Вскоре появляется усовершенствованная модель русянки, получившая название елецкой рояльной гармоники, или по-простому «роялки». Диапазон её однорядной мелодической клавиатуры увеличился до 11-ти клавиш, и звуки стали одинаковыми по качеству при смене движения меха.
Елецкие гармоники удобны и просты в использовании. На них легко научиться играть традиционные народные наигрыши. Эти гармоники широко использовались для игры на улице — на вечёрках, посиделках, свадьбах, гуляниях. Из всех гармоник елецкая рояльная, пожалуй, самая громкая и яркая по звучанию, поскольку на каждую клавишу приходится по три, а иногда и по четыре звука в октавных удвоениях.
В Музее музыки хранятся две елецкие рояльные гармоники, поступившие в 30-х и 80-х годах. Первая из них изготовлена неизвестным мастером в Орловской области в начале 20-го века. Она представлена в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира».
Эта двухрядная гармоника имеет правую клавиатуру из 30-ти клавиш хроматической гаммы, в диапазоне двух с половиной октав. На левой клавиатуре с лицевой стороны расположены 7 клавиш с басовыми звуками, а с тыльной стороны — 7 клавиш с аккордами.
На правой клавиатуре к белым клавишам, соответствующим звукам мажорной гаммы, добавлены черные клавиши (диезы и бемоли). Получилась елецкая рояльная двухрядная гармоника с клавиатурой органно-фортепианного типа. Кроме того, на левой клавиатуре расширен набор аккордов.
В Ельце прошло уже более 30-ти фестивалей-конкурсов народного творчества «Играй, гармонь Елецкая!». Форум носит имя знаменитого гармониста-виртуоза Афанасия Матюхина. На фестиваль съезжаются исполнители со всей России.
Музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».