Домра-альт «русского Страдивари»

  • 16 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
«Русский Страдивари» — так называли знаменитого мастера Семёна Налимова, создававшего домры и балалайки, по совершенству звука и формы сравнимые со скрипками великого итальянского мастера.
Выходец из простой крестьянской семьи, Налимов благодаря своей целеустремленности, трудолюбию и мастерству сделал блистательную карьеру, получив признание в России и за рубежом.
В собрании Музея музыки представлена трёхструнная домра-альт, созданная мастером в 1906 году.
Средневековый философ и путешественник Аль-Фараби упоминает в своём труде подобный инструмент русичей с округлым корпусом и двумя-тремя струнами. Домра была распространена в 16–17-м веках у скоморохов, как сольный и ансамблевый инструмент. Но с гонениями на скоморохов постепенно исчезает и домра.
В 1896 году в Вятской губернии был найден струнный инструмент с округлым корпусом. Он попал в руки Василию Андрееву, задумавшему ввести в состав балалаечного ансамбля другие народные инструменты. Именно Андрееву домра обязана своим возрождением. Взяв за основу старинную вятскую домру, он вместе с Семёном Налимовым создал целое семейство оркестровых инструментов. В Великорусский оркестр народных инструментов были введены домра-дискант, домра-альт и басовая домра.
Налимов постиг все тайны «поющего» дерева. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже мастер был награжден бронзовой медалью. А на Всероссийской выставке «Музыкальный мир» в Санкт-Петербурге инструменты Налимова были удостоены Большой золотой медали.
В 2006 году на родине мастера, в Республике Коми, в селе Выльгорте, «русскому Страдивари» Семёну Налимову был открыт памятник, установленный возле детской музыкальной школы, носящей его имя.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ирина Новичкова

Последние выпуски программы

Воспоминания о годах Великой Отечественной войны в дневниках Александра Гольденвейзера

Практически на протяжении всей жизни выдающийся пианист, профессор Московской консерватории, Александр Гольденвейзер вел дневники. Эта привычка установилась с тех пор, как мама подарила четырнадцатилетнему Саше толстую тетрадь в старинном кожаном переплёте.

Клавишные гусли конструкции Николая Фомина

В экспозиции Музея музыки демонстрируются клавишные гусли конструкции Николая Петровича Фомина.

Геликон завода «Пятилетие Октября»

В 1966 году из Московской государственной консерватории в Музей музыки были переданы 25 духовых инструментов — флейты, кларнеты, гобои, фаготы, трубы, туба и два геликона. Один из них, изготовленный в Санкт-Петербурге в начале ХХ века фирмой «Циммерман», вошёл в постоянную экспозицию музея.