Фотография Николая Данилина и Николая Голованова с хористами Синодального хора

  • 10 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В Музее музыки, в фонде Николая Семёновича Голованова хранится фотография одного из лучших хоровых коллективов рубежа 19-го — 20-го веков — знаменитого Синодального хора. В разные годы им руководили выдающиеся дирижеры: Василий Орлов, Степан Смоленский, Александр Кастальский, для него писали духовные сочинения Александр Гречанинов, Павел Чесноков, Сергей Рахманинов.
Слава Синодального хора распространилась далеко за пределы России. В 1913 году коллектив был направлен в Лейпциг для участия в торжественной церемонии освящения Свято-Алексиевского храма-памятника Русской Славы, возведенного в память о русских воинах, погибших в крупнейшем сражении эпохи наполеоновских войн — так называемой «Битве народов» под Лейпцигом в октябре 1813 года. На церемонии присутствовали король Саксонии и германский император, от России — великий князь Кирилл Владимирович.
Фотография хора сделана на открытии храма в Лейпциге в октябре 1913 года. На ней — Николай Голованов, недавний выпускник Синодального училища, в 22 года назначенный помощником регента Синодального хора.
Фотография Николая Данилина и Николая Голованова с хористами Синодального хора
Хористы выстроились на фоне белоснежного резного портала храма. Регент Николай Данилин в центре, Николай Голованов в последнем ряду. На фото видны великолепные концертные костюмы певчих в древнерусском стиле 17-го столетия, выполненные по эскизам Виктора Васнецова и вызвавшие в Германии всеобщее восхищение.
После церемонии в Лейпциге хор дал единственный концерт в Берлине. В Большом зале Королевской консерватории собралась вся русская колония и множество немцев — в том числе император Вильгельм с супругой и сыном. Концерт начался исполнением немецкого национального гимна, повторенного дважды, а затем зазвучали духовные сочинения Михаила Глинки, Виктора Калинникова, Сергея Рахманинова. По воспоминаниям очевидца, император «полностью прослушал программу, и более того: несколько раз возвращался в свою ложу, когда хор начинал исполнять произведения сверх программы».
Отклики прессы были восторженными: «Снова это были сыны Востока, сумевшие доставить нам выдающееся художественное наслаждение. На подиуме переполненного зала стояли в белых атласных одеждах с высокими голубыми воротниками 17 мужчин и 25 мальчиков. С тонким музыкальным чутьем следовал хор своему юному регенту Голованову, деловито-скромно, но зажигательно управлявшему хором». «Исполнение было проникнуто такими сильными чувствами, что, будь это в церкви, каждый стал бы на колени».
Сохранилось немало фотографий Синодального хора, но эта — особенно нарядная и праздничная благодаря удивительной гармонии одеяний хористов и белоснежных стен храма Русской Славы. Выступление знаменитого хорового коллектива сделало церемонию освящения русского храма на немецкой земле запоминающимся событием.
Ценные фотографии — это живая история музыки.
Наталья Тартаковская

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.