Гусли клавишные конструкции Николая Фомина

  • 9 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 2021 году исполнилось 160-лет со дня рождения Василия Андреева, основателя первого в мире оркестра русских народных инструментов. Наряду с Андреевым, создателем коллектива был его коллега и сподвижник Николай Фомин. А после смерти Андреева Фомин продолжил работать с коллективом, параллельно передавая своё мастерство и опыт студентам Ленинградской консерватории.
«Кружок любителей игры на балалайке», из которого вырос Великорусский оркестр, впервые выступил перед публикой 20 марта 1888 года в зале Петербургского кредитного общества. На том концерте присутствовал студент консерватории Николай Фомин, ученик Николая Дубасова по классу фортепиано и Анатолия Лядова по гармонии.
Инструментовку и сочинение он изучал под руководством Римского-Корсакова. А в 1889 году Фомин поступил на новый дирижерский факультет и получил также профессию дирижера.
Гусли клавишные конструкции Николая Фомина
Андреев пригласил молодого музыканта в свой коллектив, и вскоре Фомин вместе с мастером Семёном Налимовым начал реконструкцию балалаек и домр. Параллельно в оркестр ввели гусли. В 1905 году, на основе прямоугольных гуслей, мастер Фомин создал клавишные гусли.
Инструмент такой конструкции, изготовленный по чертежам музыканта в 1982 году, хранится в Музее музыки. В оркестрах русских народных инструментов клавишные гусли используются, в основном, как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами: левой рукой музыкант нажимает на клавиши, а правой защипывает струны.
Большой вклад в развитие клавишных гуслей внесла известная исполнительница Вера Городовская. Ее аранжировки — такие как «Кубанская рапсодия», «Степь да степь кругом», «Не слышно шума городского», «Русская тройка» — раскрывают всю красоту звучания инструмента. В них отражены многообразие и духовное богатство русской души.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ирина Новичкова

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.