Гусли клавишные конструкции Николая Фомина
Выпуск 532
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 2021 году исполнилось 160-лет со дня рождения Василия Андреева, основателя первого в мире оркестра русских народных инструментов. Наряду с Андреевым, создателем коллектива был его коллега и сподвижник Николай Фомин. А после смерти Андреева Фомин продолжил работать с коллективом, параллельно передавая своё мастерство и опыт студентам Ленинградской консерватории.
«Кружок любителей игры на балалайке», из которого вырос Великорусский оркестр, впервые выступил перед публикой 20 марта 1888 года в зале Петербургского кредитного общества. На том концерте присутствовал студент консерватории Николай Фомин, ученик Николая Дубасова по классу фортепиано и Анатолия Лядова по гармонии.
Инструментовку и сочинение он изучал под руководством Римского-Корсакова. А в 1889 году Фомин поступил на новый дирижерский факультет и получил также профессию дирижера.
Андреев пригласил молодого музыканта в свой коллектив, и вскоре Фомин вместе с мастером Семёном Налимовым начал реконструкцию балалаек и домр. Параллельно в оркестр ввели гусли. В 1905 году, на основе прямоугольных гуслей, мастер Фомин создал клавишные гусли.
Инструмент такой конструкции, изготовленный по чертежам музыканта в 1982 году, хранится в Музее музыки. В оркестрах русских народных инструментов клавишные гусли используются, в основном, как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами: левой рукой музыкант нажимает на клавиши, а правой защипывает струны.
Большой вклад в развитие клавишных гуслей внесла известная исполнительница Вера Городовская. Ее аранжировки — такие как «Кубанская рапсодия», «Степь да степь кругом», «Не слышно шума городского», «Русская тройка» — раскрывают всю красоту звучания инструмента. В них отражены многообразие и духовное богатство русской души.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ирина Новичкова