Перекрёстные гусли «конструкции Локшина»

  • 3 апреля 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В собрании Музея музыки особое место занимают так называемые экспериментальные инструменты, расширяющие возможности существующих классических образцов. Среди них — 32-струнные перекрёстные гусли конструкции Локшина, изготовленные в 1946 году.
Дмитрий Борисович Локшин — известный исполнитель-гусляр, композитор, художник и изобретатель, конструктор нескольких новых разновидностей гуслей.
Перекрёстные гусли «конструкции Локшина»
Музыкант рано остался сиротой, он жил и учился в Ленинградском Доме художественного воспитания детей. Его способности заметил выдающийся гусляр Петр Шалимов и привлек Локшина в свой ансамбль. Параллельно юный музыкант занимался живописью в Ленинградской академии художеств.
Концертная деятельность Дмитрия Локшина прервалась с началом Великой Отечественной войны. 2-го июля 1941 года музыкант вступил в народное ополчение, а после ожесточённых боёв, контуженный, в октябре того же года был захвачен фашистами в плен и отправлен в концлагерь. В 1943 году, пойманный при неудачной попытке побега, он был переведён в другой, более строгий концлагерь.
После освобождения военнопленных Советской Армией осенью 1944 года Локшин вернулся на родину — и сразу же возобновил выступления в концертах, в оркестре Русского народного хора Всесоюзного радио, попутно вынашивая мечту о создании гуслей с новыми выразительными возможностями. Музыкант экспериментировал, конструируя гусли из 19-ти, 23-х и 32-х струн, а в конце 50-х годов запатентовал инструмент новой конструкции: 48-струнные гусли с перекрёстной натяжкой струн (по 24 струны с каждой стороны).
По такому же образцу изготовлены и 32-струнные перекрёстные гусли «конструкции Локшина», хранящиеся в Российском национальном музее музыки.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ирина Новичкова

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.