Портрет Анатолия Брандукова

  • 20 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В 1892 году на Двадцатой выставке передвижников экспонировалась картина Леонида Пастернака «Муки творчества». Имя изображенного на ней мужчины автор не назвал.
В фондах Музея музыки находится портрет виолончелиста Анатолия Брандукова кисти того же автора. На нем запечатлен молодой человек с пышной, кудрявой шевелюрой и небольшой аккуратной бородкой. Он о чем-то задумался, закрыв глаза и опираясь головой на поднятую руку. Колорит полотна приглушенный, мягкий, «камерный». Небольшой фрагмент темной одежды оттеняет светлый тон одухотворенного и выразительного лица мужчины.
Когда сравнили две картины, то оказалось: на них изображено одно и то же лицо. Вероятно, портрет из Музея музыки являлся эскизом к «Мукам творчества».
Анатолий Андреевич Брандуков — выдающийся российский виолончелист. В 1877 году он окончил с золотой медалью Московскую консерваторию по классу Вильгельма Фитценгагена, а по теоретическим предметам — у Петра Ильича Чайковского. Брандуков с успехом концертировал в России и за границей, выступал в ансамбле с крупнейшими музыкантами своей эпохи — пианистами Анной Есиповой, Александром Зилоти, скрипачами Леопольдом Ауэром, Эженом Изаи и другими. Репертуар виолончелиста был обширен, но основное место в нем занимала русская музыка. Его кумиром всегда оставался Чайковский, посвятивший своему ученику Pezzo capriccioso (Пеццо капиччиозо) для виолончели с оркестром.
Тесные творческие узы связывали Брандукова с Рахманиновым. В 1892 году он стал участником первого авторского концерта молодого композитора и пианиста, а позднее вместе с ним и скрипачом Юлием Конюсом исполнил премьеру рахманиновского Элегического трио. Автор посвятил Брандукову знаменитую Сонату для виолончели и фортепиано.
Великий пианист Генрих Нейгауз, не раз выступавший в ансамбле с виолончелистом, отмечал: «В Брандукове поражала исключительная артистичность, творческая свобода и горячая эмоциональность в соединении с чувством стиля. Особенно привлекал его благородный, мощный и предельно выразительный звук. Страстность и творческое горение… — таков был Брандуков в процессе работы».
Вероятно, эмоциональность и романтическая внешность музыканта прежде всего привлекли Леонида Пастернака, написавшего портрет Анатолия Брандукова.
Ценные произведения изобразительного искусства — важная часть нашей культуры.
Сигейкина Е.Б.

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.