Балалайка из мастерской Франца Пасербского

  • 19 марта 2022
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Россия всегда славилась талантами. Среди них особое место занимают музыканты-самородки. И первым здесь следует назвать Василия Андреева — легендарного исполнителя на балалайке, дирижёра, композитора, создателя первого в мире оркестра народных инструментов, названного Великорусским.
Создание этого коллектива — выдающееся событие. Но то, что ему предшествовало, было истинной революцией в музыкальном мире.
Весной 1887 года известный петербургский скрипичный мастер Франц Пасербский изготовил по чертежам Андреева первую в мире двенадцати-ладовую хроматическую балалайку, необычайно расширившую исполнительские возможности. С этого момента балалайка становится именно такой, какой она знакома сегодня всем.
На новой хроматической балалайке Андреев продолжает оттачивать технику игры, разрабатывает новые технические приемы, обогащает репертуар вариациями на русские песни и оригинальными сочинениями. Тогда же музыкант впервые публично выступает в Петербурге — с огромным успехом — как солист под аккомпанемент рояля, превратив, таким образом, балалайку в концертный инструмент.
В коллекции Музея музыки представлена балалайка, изготовленная в мастерской Франца Пасербского в конце XIX — начале ХХ века. Она не только отличается совершенством звука и формы, но и является шедевром декоративно-прикладного искусства, с инкрустацией на деке в виде русской избушки с окошком.
Пасербский изготовил и разновидности балалайки: пикколо, приму, альт, тенор, бас и контрабас. Таким образом, инструментальная «база» для создания русского народного оркестра была готова. И он появился. Дебютный состав насчитывал восемь человек и назывался «Кружком любителей игры на балалайках». Этот анамбль, дав свой первый концерт в Петербурге 20 марта 1888 года, положил начало истории первого в мире оркестра русских народных инструментов.
Созданный Андреевым Великорусский оркестр — явление уникальное не только в отечественной, но и в мировой музыкальной культуре. Коллектив, соединяющий русский фольклор с европейским академическим искусством, и обладающий при этом неповторимым самобытным звучанием, Оркестр русских народных инструментов по праву считается одним из символов нашей культуры.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ирина Новичкова

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.