«Царь Давид» и королева Елизавета

Выпуск 523
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Великий скрипач Давид Ойстрах сохранил в своем архиве 10 писем, 6 поздравительных открыток и несколько фотографий: свидетельства дружбы с одной из удивительных женщин своего времени — бельгийской королевой Елизаветой. Письмо королевы от 1 июня 1951 года написано по-русски, без единой ошибки, крупным четким почерком. «Дорогой Давид Ойстрах, — писала Елизавета, — я Вам шлю с моими лучшими пожеланьями счастливого пути и немного „сладости“, чтобы есть между шахматными партиями в самолете. Ваша несравненная игра останется незабываемой и для меня, и для всей Бельгии».
Бельгийская королева Елизавета была знатоком и покровителем искусств. Она играла на скрипке и фортепиано, занималась живописью и скульптурой, путешествовала, дружила с артистами и учеными.
В 1937 году, под патронатом Елизаветы, в Брюсселе состоялся Международный музыкальный конкурс имени Эжена Изаи. Лауреатами стали сразу пятеро советских участников. Первую премию получил 28-летний Давид Ойстрах. С этого времени началась дружеская переписка молодого скрипача и королевы. Чтобы вести ее собственноручно, Елизавета даже выучила русский язык. Она посылала скрипачу небольшие подарки и сопровождала их трогательными посланиями — «платоки для положить между подбородком и скрипкой». Но в последующих письмах ошибок уже нет.
С 50-х годов конкурс в Брюсселе стал носить имя королевы Елизаветы. Ойстрах был членом жюри и не раз приезжал в Брюссель. С королевой они встречались не только в столице Бельгии — их можно увидеть на фотографиях в компании с виолончелистом Пабло Казальсом во французском городе Прад, где Ойстрах выступал на музыкальных фестивалях. А в 1958 году состоялся официальный визит королевы в Москву, приуроченный к открытию Первого Международного конкурса имени Чайковского. Елизавета побывала в гостях у Ойстраха в его квартире на улице Чкалова, познакомилась с семьей музыканта, сфотографировалась с его маленьким внуком Валериком на руках.
Переписка Ойстраха и Елизаветы длилась почти 30 лет. В 1965 году после ее смерти Давид Фёдорович получил письмо от секретаря королевы с уведомлением, что она завещала советскому скрипачу свою бесценную скрипку работы Антонио Страдивари. Скрипка была немного меньше стандартного размера, она подходила скорее для женских рук. До Елизаветы инструментом владела бельгийская скрипачка Жюльетт Фольвиль. Ойстрах никогда не играл на уникальной скрипке и хранил ее как память о необычной дружбе.
В 1974 году скрипка Страдивари вместе с архивом Давида Ойстраха была передана в дар Музею музыки, и ее можно увидеть в постоянной экспозиции.
Ценные музыкальные инструменты и архивные материалы — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
«Царь Давид» и королева Елизавета

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.