Римский-Корсаков на клипере «Алмаз»

Выпуск 521
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одна из ранних фотографий Николая Андреевича Римского-Корсакова из фондов Музея музыки датирована 1863-м годом. Будущему композитору 19 лет. Он запечатлен с моряками военного клипера «Алмаз», совершающего кругосветное путешествие. Шестеро юношей сидят на палубе корабля: четверо в морской форме, двое в штатском. Римский-Корсаков — крайний справа во втором ряду. Все пристально смотрят в объектив.
В роду Римских-Корсаковых было много моряков. Дядя — адмирал, директор Морского корпуса, брат — отличный морской офицер. Николая также прочили в моряки, да и он сам увлекался письмами брата о заграничных плаваниях и мечтал о будущей морской профессии. По окончании Морского корпуса гардемарину Римскому-Корсакову предстояло двухлетнее плавание. Клипер «Алмаз» направлялся в Нью-Йорк для соединения с русской эскадрой. В октябре 1863 года корабль бросил якорь в устье Гудзона.
За полгода моряки побывали в Вашингтоне, Аннаполисе и Балтиморе, восторгались Ниагарским водопадом.
А как же музыкальные занятия? Ведь юноша страстно любил музыку и уже пробовал сочинять! Он начал писать симфонию — медленную часть, Анданте на тему песни «Про татарский полон». Писал без фортепиано (его на корабле не было), раза два удавалось проиграть сочинённое на берегу в ресторане. Написанное Римский-Корсаков отсылал в Петербург Милию Балакиреву, главе кружка «Могучая кучка» и своему наставнику. Балакирев его хвалил и одобрял.
Но постепенно тяга к музыке вытеснялась другими впечатлениями — от роскошной природы далеких стран, от красоты моря. Позже Римский-Корсаков вспоминал, какой восторг вызывал в нем океан в тропиках «со своей лазурью и фосфорическим светом», и ночное небо с сиянием Млечного пути, Южного Креста, ярко горящей звезды Антарес.
Вскоре после возвращения из плавания Римский-Корсаков решил посвятить себя музыке. «Алмаз» вернулся в Кронштадт в мае 1865 года, а уже в декабре на концерте состоялась премьера Первой симфонии под управлением Балакирева. Затем были написаны несколько романсов, «Увертюра на темы трех русских песен», «Сербская фантазия», а в 1867 году на концерте прозвучала симфоническая картина «Садко».
А дошедший до нас фотопортрет 1863 года на борту военного корабля запечатлел тот период жизни композитора, когда ему еще только предстояло сделать свой профессиональный выбор.
Ценные фотодокументы — это важная часть нашей истории и культуры.
Римский-Корсаков на клипере «Алмаз»

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.