Китайские цимбалы янцинь

  • 14 декабря 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В коллекции Музея музыки среди множества музыкальных инструментов Китая есть такие, которые известны уже несколько тысяч лет. Есть и другие, они появились позднее — в результате взаимодействия различных культур. За годы своего существования они менялись в соответствии с национальной традицией и постепенно стали играть важную роль в китайской народной музыке.
Ко второй группе инструментов принадлежат китайские цимбалы «янцинь». Существует версия, что они возникли на основе персидского струнного ударного инструмента сантур, а название «янцинь» дословно переводится как «иностранный инструмент».
Янцинь появился в Китае в эпоху правления династии Мин (14-й — 17-й века). Вначале он бытовал лишь в южных провинциях, но затем распространился по всей стране. В прошлом инструмент именовался также «худецинь» — из-за особой формы деревянного корпуса с закругленной по углам декой, по форме она напоминает бабочку (по-китайски «худе»). На инструменте располагалось несколько рядов подставок — деревянных планок, имеющих вертикальные выступы. На эти подставки натягивались хоры струн. Каждый хор состоял из трех или четырех струн, изготовленных из шелковых нитей. Дека из хорошо резонирующего дерева «тунга» украшалась резными узорами с национальной тематикой — драконами, цветами. Цимбалы устанавливались на деревянную подставку. Играли на янцине с помощью двух бамбуковых палочек с мягкими наконечниками.
В 50-х — 60-х годах прошлого века с появлением больших концертных залов возникла задача усовершенствовать янцинь: расширить диапазон и усилить громкость. Был увеличен размер корпуса, он приобрел форму трапеции, появились дополнительные подставки и струны. Современные китайские цимбалы имеют четыре больших подставки и девять маленьких. Они настроены хроматически. Стальные струны разной толщины натягиваются при помощи металлических колков и штифтов, которые встроены в корпус и прикрыты деревянной откидной панелью. Диапазон янциня, как правило, составляет четыре октавы, но у некоторых моделей может достигать и шести октав.
В Музее музыки хранятся и китайские цимбалы начала 20-го века, созданные по традиционной технологии, и современные усовершенствованные образцы.
Музыкальные инструменты разных народов — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Китайские цимбалы янцинь

Последние выпуски программы

Шарж на Обухову

В фонде певицы Надежды Обуховой хранится интересный рисунок — ее шаржированный портрет. Его нарисовал художник-карикатурист Иосиф Игин, автор шаржей на известных литераторов, музыкантов, художников, артистов.

Портрет Пушкина работы Фёдора Шаляпина

Фёдор Шаляпин, работая в окружении художников абрамцевского кружка — Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Василия Поленова, Михаила Врубеля, со временем стал довольно интересным художником-графиком, автором многих работ, эскизов грима, автопортретов, шаржей.

Несыгранная роль Шаляпина

В июне 1905 года Сергей Рахманинов закончил работу над партитурой оперы «Скупой рыцарь». Осенью того же года он занял пост дирижёра в Большом театре в Москве. За короткое время Рахманинов подготовил к исполнению две свои одноактные оперы — «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини».