Мария Вениаминовна Юдина в годы войны
Выпуск 518
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Афиши военных лет — редкость в фондах Музея музыки. Напечатанные на некачественной бумаге, они не были предназначены для длительного хранения. А ведь это бесценные документы эпохи, они рассказывают о культурной жизни в годы войны.
Такова афиша сольного концерта Марии Вениаминовны Юдиной под названием «Советская музыка в дни Отечественной войны».
Гениальная пианистка Мария Юдина была яркой, неординарной личностью. Все в ней было необычно — и новые трактовки исполняемых произведений, и бесстрашие в поведении и высказываниях, и манера одеваться. Юдина появлялась на сцене в длинном, черном, похожем на монашескую рясу платье и читала перед исполнением стихи Пастернака. Это был человек, чуждый условностей, с твердой гражданской позицией.
С наибольшей силой эта позиция проявилась после начала Великой Отечественной войны: «Надо быть или на фронте, или в безмерной работе». Уже в июле 1941 года Мария Вениаминовна поступила на курсы медсестер и работала в госпитале. «Даже стыдно перед армией, что ты дома», — сокрушалась она, но на фронт ее не пускали из-за больных ног. Главной работой пианистки оставалась музыка.
Мария Вениаминовна была в числе тех немногих музыкантов, которые не покинули Москву. С первых месяцев войны Юдина участвовала в музыкальных передачах Всесоюзного радио и выступала в концертах, сбор от которых шел на строительство танков.
Потомок известного предпринимателя и мецената Алексея Хлудова Сергей Васильевич Хлудов, химик по профессии и музыкант-любитель, присутствовал на одном из концертов Юдиной, и написал об этом своей жене:
«Концерт был в Доме ученых на улице Кропоткина. Фойе было освещено только двумя масляными коптилками, контролерша не могла даже разобрать надписей на билетах. Зал — весь темный, но эстрада освещена электрической лампой, горящей в полнакала (аварийные аккумуляторы). Температура около плюс пяти градусов. Мария Вениаминовна вышла в черном капоте с белой отделкой. Ее фигура в этом инфернальном зале выглядела устрашающе, но, видимо ей вся обстановка была по душе, так как она вошла в азарт и бисировала четыре раза. Народу в зале было много, но из-за темноты я смог увидеть только одного знакомого». Конец цитаты.
Кажется, именно в том самом «капоте» с белой отделкой Мария Вениаминовна была сфотографирована в 1943 году с группой моряков Балтийского флота.
Юдина с начала войны рвалась в Ленинград, но смогла попасть в родной город только после прорыва блокады. Она дала несколько концертов, выступала на радио, выезжала в воинские части и на военные корабли.
Концерт в Малом зале Московской консерватории, афиша которого хранится в фондах музея, состоялся в феврале 1944 года. Юдина исполняла написанные в годы войны сочинения ленинградских композиторов — Валериана Богданова-Березовского, Юрия Кочурова, фортепианный цикл «Ленинградский блокнот» Ореста Евлахова. А во втором отделении прозвучали сочинения Прокофьева и Шостаковича. Концерт стал своеобразным творческим отчетом и композиторов, и пианистки о работе в трудные годы войны.
Ценные документы — это живая история музыки.