Гармоника «Черепашка Варшавского»

Выпуск 517
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В середине 70-х годов в коллекцию Музея музыки поступили три маленькие гармоники, называемые «черепашками» (две однорядные и одна двухрядная — конструкции Василия Варшавского). Маленькие гармоники стали входить в моду еще в 80-х годах 19-го века, а на рубеже 19-го — 20-го столетий достигли пика популярности среди эстрадных гармонистов и цирковых музыкальных эксцентриков. Вначале маленькие гармошки называли «Лилипут», «Колибри», «Танти» и даже — «акробатическая», поскольку при игре с ними выделывали разные трюки. Но закрепилось название «черепашка». Существовало ошибочное мнение, что оно произошло от города Череповец. Более достоверно, что название «черепашка» возникло как ассоциация. Полусогнутые кисти рук гармонистов, играющих на миниатюрных инструментах, внешне напоминают черепаший панцирь, под которым прячется гармошка. Гармонисты-исполнители использовали это забавное название в своих афишах и программах.
Многие музыканты играли на этих инструментах виртуозно. Среди них выделялись Петр Невский и Василий Андреев, исполнявшие не только народные песни и попурри, но и серьезные классические произведения.
У обыкновенной «черепашки» с левой стороны корпуса не было ни клавиш, ни кнопок. Была одна клавиатура — на правой стороне корпуса. Она была простейшая, однорядная — всего пять клавиш, а иногда и того меньше — вплоть до двух. При смене движения меха менялись и звуки, это давало возможность, например, при пяти клавишах получать 10 различных звуков.
Гармонист Василий Сергеевич Варшавский, увлекавшийся игрой на «черепашках», усовершенствовал их, расположив клавиши на правой клавиатуре в два ряда, увеличил диапазон. На левой стороне его гармоник были расположены кнопки басов и аккордов. Такие концертные ансамблевые гармоники стали называться «черепашками Варшавского». В 1903 году Варшавский организовал свой ансамбль гармонистов, получивший известность как «Оркестр „Гармония“ Варшавского». Двухрядные «Черепашки Варшавского» были очень популярны. Сегодня игру на «черепашках» можно услышать в самодеятельных оркестрах народных инструментов или ансамблях гармоник.
Редкие музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Гармоника «Черепашка Варшавского»

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.