Чайковский играет на кастаньетах
Выпуск 515
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В 1941 году на хранение в Музей музыки поступил творческий архив Петра Ильича Чайковского. В него входят авторские рукописи практически всех сочинений композитора. Партитура балета «Лебединое озеро» — это целых четыре тома, по одному на каждое действие.
В 1875 году Дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с предложением написать балет. Композитор согласился и выполнил заказ очень скоро. Уже в конце года музыка была сочинена, а весной следующего — закончена оркестровка.
Для Чайковского «Лебединое озеро» было первым опытом в новом жанре. Композитор подошел к работе очень ответственно. Он изучал балетные партитуры других авторов, чтобы получить более точное представление о театральной музыке — ее характере, протяженности и других особенностях.
Откроем третий том — партитуру 3-го действия балета. На балу, в замке, гостей развлекают характерными танцами — венгерским, испанским, неаполитанским, польским. В партитуре «Испанского танца» внизу страницы мы видим интересную надпись Чайковского: «Если кастаньеты будут у танцовщицы, то в оркестре их не нужно». Кастаньеты в этом номере — очень важный и слышный инструмент. Партитура, по крайней мере вначале, совершенно прозрачна. Тема танца звучит у флейты и кларнета, а струнные отбивают вместе с кастаньетами ритм болеро. Для Чайковского было важно, чтобы ритм танца не дублировался, но и не пропал вовсе.
Много лет спустя Чайковский и сам пытался играть в оркестре на кастаньетах. В сезоне 1889–90 годов в Москве состоялся цикл симфонических концертов. Первым из них дирижировал Николай Андреевич Римский-Корсаков. В программе концерта было его «Испанское каприччио». Перед концертом выяснилось, что оркестрант, который играл на кастаньетах, не пришел. Римский-Корсаков очень взволновался — ведь в «Испанском каприччио» кастаньеты играют важную роль. Но присутствовавший на концерте Чайковский успокоил композитора — он умеет играть на кастаньетах и заменит отсутствующего артиста. Однако когда Чайковский взял в руки кастаньеты, он занервничал, побледнел и играл довольно часто невпопад. Видимо, это был первый и последний опыт композитора в качестве оркестрового музыканта.
Вернемся к надписи композитора в партитуре «Испанского танца» из «Лебединого озера». Вряд ли Чайковский был столь наивен, чтобы предположить, что солистка императорского балета сможет танцевать, как испанская исполнительница фламенко, аккомпанируя себе на кастаньетах. Но эта помета отражает важные детали его творческой работы.
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская