Скрипка работы профессора металлургии Д. К. Чернова

Выпуск 462
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В середине 80-х годов в Музей музыки поступила необычная скрипка. Внутри инструмента — рукописная этикетка с автографом мастера и надписью: «Профессор Дмитрий Чернов. Санкт-Петербург. 1905 год. № 9».
Дмитрий Константинович Чернов — выдающийся русский ученый, профессор металлургии. Еще при жизни он был признан «отцом» металлографии железа, главой новой школы ученых-металлургов. Более пятидесяти лет Чернов посвятил изучению и совершенствованию производства литой стали, методов ее деформации и термической обработки.
В начале 20-го века Дмитрий Константинович стал известен и как исследователь и создатель струнных смычковых инструментов. Научившись в студенческие годы играть на скрипке, он заинтересовался взаимосвязью строения скрипки и ее звучания. Чернов изучал скрипки выдающихся мастеров — Амати, Штайнера, Страдивари, Гварнери, Вийома. Из документов, хранящихся в Политехническом музее, мы узнаём, что Чернов сконструировал прибор с камертонами, с помощью которого исследовал, какая толщина деки дает ту или иную силу звука и тембр. Ученый доказал, что секрет итальянских скрипок зависит главным образом от толщины деки и значительно меньше от просушки, лака или обыгрывания скрипок. Он проводил опыты по изучению влияния характера различных материалов и степени натяжения струн на качество звука. В 1900-е годы Чернов изготавливал собственные инструменты. Им создано 12 скрипок, 4 альта и 4 виолончели. Они звучали в домашних вечерах, а с 1907 года — в публичных концертах.
В ноябре 1910 года собрание Общества друзей музыки одобрило идею профессора Чернова провести конкурсные испытания струнных инструментов его работы в сравнении со старинными инструментами. В конкурсе, проведенном в Санкт-Петербургской консерватории, участвовали знаменитые творения старых итальянских мастеров — Страдивари, Санто Серафина, Гаспаро да Сало, Гварнери, — и музыкальные инструменты профессора Чернова. Инструменты старых мастеров жюри оценило от 40 до 58 баллов, а инструментам Чернова — скрипке, альту и виолончели — были выставлены оценки 53, 50, и 48 баллов соответственно. То есть инструменты, сделанные ученым, оказались на уровне работ выдающихся скрипичных мастеров прошлого.
Скрипка № 9 работы профессора Чернова из коллекции Музея музыки экспонировалась в Политехническом музее на выставке «150 лет великому русскому металлургу Дмитрию Чернову» и на выставке «Из истории инженерной мысли России середины 19-го — начала 20-го веков».
Ценные музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Скрипка работы профессора металлургии Д. К. Чернова

Последние выпуски программы

Василий Андреев

Василий Андреев, основатель Великорусского оркестра народных инструментов. Сын купца из города Бежецка Тверской губернии с детства играл на фортепиано, скрипке, различных народных инструментах.

«Неистовая пляска Глинки»

На рисунке художника Николая Степанова из фондов Музея музыки изображена вымышленна сцена из испанского путешествия Глинки. В нижнем левом углу художник подписал название своего рисунка — «Неистовая пляска Михаила Ивановича Глинки» Композитор с детства мечтал побывать в Испании. Его мечта осуществилась в 1845 году.

«Aria. Stradella». Рукопись инструментовки Чайковского

Настоящей сокровищницей Российского национального музея музыки является отдел документов и личных архивов. Почти каждая рукопись скрывает удивительную, а порой и детективную историю.

Поиск по сайту