Скрипка работы профессора металлургии Д. К. Чернова

  • 9 ноября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В середине 80-х годов в Музей музыки поступила необычная скрипка. Внутри инструмента — рукописная этикетка с автографом мастера и надписью: «Профессор Дмитрий Чернов. Санкт-Петербург. 1905 год. № 9».
Дмитрий Константинович Чернов — выдающийся русский ученый, профессор металлургии. Еще при жизни он был признан «отцом» металлографии железа, главой новой школы ученых-металлургов. Более пятидесяти лет Чернов посвятил изучению и совершенствованию производства литой стали, методов ее деформации и термической обработки.
В начале 20-го века Дмитрий Константинович стал известен и как исследователь и создатель струнных смычковых инструментов. Научившись в студенческие годы играть на скрипке, он заинтересовался взаимосвязью строения скрипки и ее звучания. Чернов изучал скрипки выдающихся мастеров — Амати, Штайнера, Страдивари, Гварнери, Вийома. Из документов, хранящихся в Политехническом музее, мы узнаём, что Чернов сконструировал прибор с камертонами, с помощью которого исследовал, какая толщина деки дает ту или иную силу звука и тембр. Ученый доказал, что секрет итальянских скрипок зависит главным образом от толщины деки и значительно меньше от просушки, лака или обыгрывания скрипок. Он проводил опыты по изучению влияния характера различных материалов и степени натяжения струн на качество звука. В 1900-е годы Чернов изготавливал собственные инструменты. Им создано 12 скрипок, 4 альта и 4 виолончели. Они звучали в домашних вечерах, а с 1907 года — в публичных концертах.
В ноябре 1910 года собрание Общества друзей музыки одобрило идею профессора Чернова провести конкурсные испытания струнных инструментов его работы в сравнении со старинными инструментами. В конкурсе, проведенном в Санкт-Петербургской консерватории, участвовали знаменитые творения старых итальянских мастеров — Страдивари, Санто Серафина, Гаспаро да Сало, Гварнери, — и музыкальные инструменты профессора Чернова. Инструменты старых мастеров жюри оценило от 40 до 58 баллов, а инструментам Чернова — скрипке, альту и виолончели — были выставлены оценки 53, 50, и 48 баллов соответственно. То есть инструменты, сделанные ученым, оказались на уровне работ выдающихся скрипичных мастеров прошлого.
Скрипка № 9 работы профессора Чернова из коллекции Музея музыки экспонировалась в Политехническом музее на выставке «150 лет великому русскому металлургу Дмитрию Чернову» и на выставке «Из истории инженерной мысли России середины 19-го — начала 20-го веков».
Ценные музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Скрипка работы профессора металлургии Д. К. Чернова

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.