Саратовская гармонь
Выпуск 508
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В коллекции Музея музыки хранятся пять саратовских гармоник. Одна из них приобретена в конце 50-х годов прошлого века у Елены Гладковой, дочери исполнителя-гармошечника Степана Максакова. Корпус инструмента сделан из орехового дерева, украшен художественной резьбой. Накладки мельхиоровые с художественной чеканкой. Отличительная черта саратовских гармоник — два колокольчика (из латуни или бронзы), их звучание создает особый, праздничный колорит.
Музейная гармоника построена известным саратовским мастером Михаилом Корелиным. Он был одним из организаторов Первой саратовской артели «Музыка», где изготавливали концертные гармоники. Кроме того, он первый начал производить баяны, обучал будущих создателей музыкальных инструментов, занимался с учениками.
По заказу всенародно любимой певицы Лидии Руслановой Корелин изготовил комплект из семи саратовских гармоник в разных тональностях. На этих гармониках играл Степан Максаков, ее аккомпаниатор. Дуэт Руслановой и Максакова знала тогда вся страна. Не было дня, чтобы по радио не передавали песни в их исполнении. Уникальный голос Лидии Андреевны хорошо сочетался с тембром саратовской гармошки. Благодаря многолетнему совместному творчеству с великой певицей аккомпаниатор Степан Максаков достиг высот мастерства.
Под саратовскую гармонику Лидия Русланова выступала в годы Советско-финской и Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад. Вместе с певицей саратовская гармоника, как солдат, прошла поля сражений и дошла до Берлина. И там, 2 мая 1945 года, на ступеньках Рейхстага Лидия Русланова под аккомпанемент гармоники Степана Максакова и баянов спела на концерте для победителей.
Ценные музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина