Инструмент азербайджанских ашугов

  • 21 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Одним из древнейших и распространенных музыкальных инструментов Азербайджана является саз. Он стал выразителем духовного мира азербайджанского народа. Говоря словами средневекового поэта Равани,
«Для души голос его радость / Скучен даже миг беседы без саза».
В Музее музыки хранятся 20 сазов. Самый ранний из них сделан мастером Саркисом Ходжояном в 70-х годах 19-го века. В переводе с персидского слово «саз» означает «музыкальный инструмент». Именем «саз» раньше у многих народов Востока назывались все струнные щипковые инструменты с длинной шейкой.
В 16-м веке, в период правления Шаха Исмаила Хатаи, саз приобрел современную форму. В одном из своих стихотворений Хатаи писал о сазе:
Не взял сегодня я в руки саз,
На небеса поднимется мой голос,
Нужны каждому человеку четыре вещи:
Это наука, слово, дыхание и саз.
Сазы различаются по размерам, количеству струн и ладов. Музейный экземпляр мастера Ходжояна довольно крупный, его длина немного больше метра.
Саз делают обычно из тутового дерева, спиленного осенью и выдержанного в течение двух-трех месяцев. Корпус, склеенный из девяти сегментов, внешне напоминает наполовину срезанную грушу. Сделанные заранее заготовки опускают в горячую воду. Через час, когда дерево станет мягче, сгибают до нужной формы.
Длинная шейка и края деки богато инкрустированы перламутром. Считается, что инкрустация также улучшает и акустику инструмента. Поэтому мастера большое внимание уделяют подбору материала, размеру и рисунку орнамента. Шейка делается из орехового дерева. На нее навязываются лады из тонких кишок барана.
У музейного саза 11 ладов и 8 струн. Такое количество типично для инструментов ашугов — основных исполнителей на сазе. Ашуг сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на сазе и даже пританцовывает. Наиболее распространенным жанром ашугского творчества является дастан. В дастанах ашуги повествуют о подвигах героев и важных исторических событиях. Однако их репертуар этим не ограничивается. Они исполняют народные песни — любовно-лирические, нравоучительные, сатирические, песни-восхваления и даже сказки.
В современном Азербайджане ашугские традиции живы до сих пор. Ашуги участвуют в концертах, творческих вечерах, свадьбах и юбилеях.
Ценные музыкальные инструменты — это живая история музыки.
Е. Б. Сигейкина
Инструмент азербайджанских ашугов

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.