Савва Мамонтов на сцене

  • 19 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
На любительской фотографии из фондов Музея музыки изображен известный меценат, музыкант-любитель, создатель Московской частной русской оперы Савва Мамонтов в театральном костюме.
Фотография была сделана в Абрамцево — имении Мамонтова. В конце 19-го — начале 20-го века этот красивейший уголок Подмосковья стал центром творческой деятельности музыкантов, артистов, художников. В гостеприимном доме Саввы Ивановича жили и работали Михаил Врубель, Василий Поленов, Федор Шаляпин, Сергей Василенко, артисты Частной оперы.
Роль Саввы Мамонтова в истории русского оперного театра очень значительна. Он создал передовой по тем временам оперный театр как альтернативу Императорским сценам, сплотил вокруг себя плеяду замечательных художников, артистов, музыкантов, режиссеров. Мамонтов открыл Шаляпина не только как певца, но и как оперного артиста. «В 1896 году, — вспоминал Шаляпин, — судьба кинула меня в Нижний Новгород на всероссийскую ярмарку. Здесь встретил я этого чудесного Мамонтова, с особенной монгольской головой и горящими решительными глазами. Полный энергии, ленивый в движениях, заходил за кулисы и никогда не говорил ни хорошо, ни плохо, но всегда его появление в театре и за кулисами вызывало великолепное чувство чего-то радостного у всех нас».
Мамонтов был душой любительского оперного кружка в Абрамцево. Художники вместе с хозяином придумывали и рисовали декорации, певцы пели и играли на сцене. Сам Мамонтов, обладавший неплохим голосом, выступал в оперных постановках.
На фотографии Савва Мамонтов снят в роли Дона Хозе, персонажа оперы композитора Николая Кроткова «Алая роза». Он в испанском костюме и круглой черной шляпе, в руках — темный плащ. Выразительные глаза, короткая бородка и усы: лицо Саввы Ивановича в гриме не нуждалось.
Николай Сергеевич Кротков, в отличие от музыканта-любителя Мамонтова, был профессиональным композитором и дирижером. Он учился композиции в Вене у Иоганнеса Брамса. Кротков был членом Общества любителей музыкальных и драматических искусств, Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, а также участвовал в спектаклях Мамонтовского кружка. Несколько лет Кротков руководил Московской частной русской оперой.
Опера Кроткова «Алая роза» на сюжет сказки Перро «Красавица и чудовище» впервые была поставлена в 1884 году на сцене любительского театра в Абрамцево, а спустя два года — в Московской частной русской опере. На абрамцевской сцене шла и другая опера Кроткова — «Ожерелье». Позднее он служил в Александринском и Михайловском театрах в Петербурге. Его балеты «Ненюфар» и «Капризы бабочки» пользовались популярностью. Таким образом, Савва Мамонтов открыл молодому композитору и дирижеру путь на профессиональную сцену.
Ценные фотографии — это живая история музыки.
Фото. Инв. 17499/V
Н. Ю. Тартаковская
Савва Мамонтов на сцене

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.