Ноты для учениц Глинки
Выпуск 504
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Много лет Российский национальный музей музыки носил имя Михаила Глинки. Но не только поэтому для Музея крайне важны любые автографы Глинки: письма, записки, дарственные надписи, рисунки, пометы в печатных нотах. Любые, даже незначительные, на первый взгляд, записи композитора, помогают восстановить его личность. Музей музыки благодарен всем дарителям, сохранившим и передавшим нам документальные свидетельства жизни и творчества Глинки.
В 1979 году в музей поступил печатный сборник нот (конволют) с прижизненными изданиями Глинки и его пометами. На титульном листе — надпись карандашом: «Настоящие ноты подарены Софьей Лею, ученицей Глинки; на некоторых страницах сборника имеются карандашные пометки, сделанные Глинкой во время игры с Софьей Тимофеевной Лею, урожденной Александровой».
Имя Тимофея Александрова, юриста, поверенного Глинки в его бракоразводном процессе, упоминается на страницах «Записок» композитора, относящихся к 1840 году: «Я посещал иногда семейство Александровых, состоявшее из отца, матери, двух сыновей и трех дочерей, из которых меньшую я учил петь». Младшую дочь звали Верой; старшую, ставшую женой Платона Кукольника, близкого друга Глинки, — Александрой. Софья Тимофеевна была средней.
В конволюте собраны сочинения разных авторов. Глинка представлен четырехручным переложением увертюры к опере «Жизнь за царя», романсами «Сомнение», «Где наша роза», «В крови горит огонь желанья». В последнем из названных романсов сохранилось рукописное указание композитора: транспонировать нотный текст на терцию вниз — у его ученицы был низкий голос, контральто. Последняя пьеса сборника, сочиненная Глинкой для своей маленькой племянницы, носит название «Детская полька». Она была напечатана петербургским нотоиздателем Федором Стелловским в 1854 году. В нотах также имеются пометы Глинки — указания аппликатуры — и его дарственная надпись: «Софье Тимофеевне Александровой от композитора».
Из этих помет становится ясно, что ученицами Глинки были сразу две сестры Александровы — меньшую Веру он обучал пению, а среднюю Софью — игре на фортепиано. Благодарные ученицы сохранили память об уроках знаменитого композитора — для себя и для потомков.
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская