Ноты для учениц Глинки

  • 12 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Много лет Российский национальный музей музыки носил имя Михаила Глинки. Но не только поэтому для Музея крайне важны любые автографы Глинки: письма, записки, дарственные надписи, рисунки, пометы в печатных нотах. Любые, даже незначительные, на первый взгляд, записи композитора, помогают восстановить его личность. Музей музыки благодарен всем дарителям, сохранившим и передавшим нам документальные свидетельства жизни и творчества Глинки.
В 1979 году в музей поступил печатный сборник нот (конволют) с прижизненными изданиями Глинки и его пометами. На титульном листе — надпись карандашом: «Настоящие ноты подарены Софьей Лею, ученицей Глинки; на некоторых страницах сборника имеются карандашные пометки, сделанные Глинкой во время игры с Софьей Тимофеевной Лею, урожденной Александровой».
Имя Тимофея Александрова, юриста, поверенного Глинки в его бракоразводном процессе, упоминается на страницах «Записок» композитора, относящихся к 1840 году: «Я посещал иногда семейство Александровых, состоявшее из отца, матери, двух сыновей и трех дочерей, из которых меньшую я учил петь». Младшую дочь звали Верой; старшую, ставшую женой Платона Кукольника, близкого друга Глинки, — Александрой. Софья Тимофеевна была средней.
В конволюте собраны сочинения разных авторов. Глинка представлен четырехручным переложением увертюры к опере «Жизнь за царя», романсами «Сомнение», «Где наша роза», «В крови горит огонь желанья». В последнем из названных романсов сохранилось рукописное указание композитора: транспонировать нотный текст на терцию вниз — у его ученицы был низкий голос, контральто. Последняя пьеса сборника, сочиненная Глинкой для своей маленькой племянницы, носит название «Детская полька». Она была напечатана петербургским нотоиздателем Федором Стелловским в 1854 году. В нотах также имеются пометы Глинки — указания аппликатуры — и его дарственная надпись: «Софье Тимофеевне Александровой от композитора».
Из этих помет становится ясно, что ученицами Глинки были сразу две сестры Александровы — меньшую Веру он обучал пению, а среднюю Софью — игре на фортепиано. Благодарные ученицы сохранили память об уроках знаменитого композитора — для себя и для потомков.
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Н. Ю. Тартаковская
Ноты для учениц Глинки

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.