Первый квартет Московской консерватории

  • 5 октября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Одна из распространённых музыкальных традиций России 19-го века — квартетное музицирование. Музыканты-любители с удовольствием исполняли квартеты в домашних концертах. А Российское музыкальное общество ежегодно устраивало два абонементных цикла по четыре квартетных концерта. В этих вечерах выступали знаменитые музыканты, профессора консерватории — скрипач Иван Гржимали, виолончелист Вильгельм Фитценгаген. В их исполнении, наряду с классикой, звучали и новинки квартетной литературы.
Старинная фотография из коллекции Музея музыки знакомит нас с участниками Квартета Московской консерватории. Она сделана в середине 70-х годов 19-го века. Четыре ученика консерватории (тогда они еще не назывались студентами) сфотографированы в интерьере типичного фотоателье той эпохи: стол на гнутых ножках, резная тумба, нарисованный фон — готическое окно, занавес. Крайний слева — скрипач Андрей Арендс. В центре — Иосиф Котек и Станислав Барцевич. Кто из троих скрипачей играл в квартете на альте, пока неизвестно. Белокурый красавец справа — виолончелист Анатолий Брандуков.
Все четверо занимались у знаменитых педагогов консерватории: скрипачи — у Фердинанда Лауба и Ивана Гржимали, Брандуков — у Вильгельма Фитценгагена. Но был еще один педагог, с которым молодые люди сохранили дружеские и творческие контакты и после окончания консерватории — Петр Ильич Чайковский. Он вел теорию музыки и композицию. Эти дисциплины были обязательны для молодых музыкантов.
Как же сложились их судьбы?
Андрей Арендс стал дирижером и композитором. Он руководил музыкальной частью Малого театра и писал музыку к театральным спектаклям, ставил балеты в Большом театре и сам написал несколько балетов.
Иосиф Котек поступил домашним музыкантом к Надежде Филаретовне фон Мекк. Именно от Котека она узнала о бедственном положении Чайковского и начала оказывать ему финансовую помощь. Котек помог Чайковскому в сочинении Скрипичного концерта и был его первым исполнителем — правда, не на эстраде, а в домашнем концерте. Чайковский ему аккомпанировал. Позже Котек уехал в Берлин, где выступал как солист и преподавал.
Станислав Барцевич, окончив консерваторию, блестяще выступил на Всемирной выставке в Париже с концертом из произведений Чайковского, а затем гастролировал по городам Европы. Он стал профессором и директором Варшавской консерватории.
Анатолий Брандуков прославился как выдающийся виолончелист и дирижер Московского филармонического общества. Чайковский посвятил Брандукову «Пеццо каприччиозо» для виолончели с оркестром.
Квартет Московской консерватории существовал недолго, но стал началом блестящей артистической карьеры молодых музыкантов.
Редкие фотографии — это важная часть нашей музыки и культуры.
Н.Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

  • 27 ноября 2022

Грампластинки Леонида Собинова и Федора Шаляпина компании «Граммофон»

С самого начала своей деятельности компания «Граммофон» делала ставку на запись популярных оперных артистов. Но особо выделяла двух великих русских певцов — Леонида Собинова и Федора Шаляпина.

  • 30 ноября 2022

Уникальные записи хора рожечников

В фондах Музея музыки хранятся две редкие грампластинки ансамбля рожечников Московского военного округа под управлением Александра Сулимова.

  • 30 ноября 2022

Фонола фирмы L. Hupfeld (Лейпциг, 1910–20-е)

В конце 90-х годов в коллекции Музея музыки появилось механическое пианино — фонола, созданная на известной фабрике «Хупфельд» в Лейпциге в первые десятилетия ХХ века.