Первый квартет Московской консерватории

Выпуск 502
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Одна из распространённых музыкальных традиций России 19-го века — квартетное музицирование. Музыканты-любители с удовольствием исполняли квартеты в домашних концертах. А Российское музыкальное общество ежегодно устраивало два абонементных цикла по четыре квартетных концерта. В этих вечерах выступали знаменитые музыканты, профессора консерватории — скрипач Иван Гржимали, виолончелист Вильгельм Фитценгаген. В их исполнении, наряду с классикой, звучали и новинки квартетной литературы.
Старинная фотография из коллекции Музея музыки знакомит нас с участниками Квартета Московской консерватории. Она сделана в середине 70-х годов 19-го века. Четыре ученика консерватории (тогда они еще не назывались студентами) сфотографированы в интерьере типичного фотоателье той эпохи: стол на гнутых ножках, резная тумба, нарисованный фон — готическое окно, занавес. Крайний слева — скрипач Андрей Арендс. В центре — Иосиф Котек и Станислав Барцевич. Кто из троих скрипачей играл в квартете на альте, пока неизвестно. Белокурый красавец справа — виолончелист Анатолий Брандуков.
Все четверо занимались у знаменитых педагогов консерватории: скрипачи — у Фердинанда Лауба и Ивана Гржимали, Брандуков — у Вильгельма Фитценгагена. Но был еще один педагог, с которым молодые люди сохранили дружеские и творческие контакты и после окончания консерватории — Петр Ильич Чайковский. Он вел теорию музыки и композицию. Эти дисциплины были обязательны для молодых музыкантов.
Как же сложились их судьбы?
Андрей Арендс стал дирижером и композитором. Он руководил музыкальной частью Малого театра и писал музыку к театральным спектаклям, ставил балеты в Большом театре и сам написал несколько балетов.
Иосиф Котек поступил домашним музыкантом к Надежде Филаретовне фон Мекк. Именно от Котека она узнала о бедственном положении Чайковского и начала оказывать ему финансовую помощь. Котек помог Чайковскому в сочинении Скрипичного концерта и был его первым исполнителем — правда, не на эстраде, а в домашнем концерте. Чайковский ему аккомпанировал. Позже Котек уехал в Берлин, где выступал как солист и преподавал.
Станислав Барцевич, окончив консерваторию, блестяще выступил на Всемирной выставке в Париже с концертом из произведений Чайковского, а затем гастролировал по городам Европы. Он стал профессором и директором Варшавской консерватории.
Анатолий Брандуков прославился как выдающийся виолончелист и дирижер Московского филармонического общества. Чайковский посвятил Брандукову «Пеццо каприччиозо» для виолончели с оркестром.
Квартет Московской консерватории существовал недолго, но стал началом блестящей артистической карьеры молодых музыкантов.
Редкие фотографии — это важная часть нашей музыки и культуры.
Н.Ю. Тартаковская
Первый квартет Московской консерватории

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.