Дирижер Вячеслав Сук

  • 23 сентября 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
История русского оперного театра второй половины 19-го века знает двух знаменитых дирижеров — чехов по национальности. Музыкальную часть Мариинского театра в Санкт-Петербурге несколько десятилетий возглавлял Эдуард Направник, а главным дирижером Большого театра в Москве был его младший соотечественник Вячеслав Сук.
Рисунок музыканта и художника Аркадия Мазаева из фондов Музея музыки запечатлел Вячеслава Ивановича Сука во время его последнего концерта. Седовласый дирижер во фраке сидит на стуле, перед ним на пюпитре раскрыта партитура, в правой руке дирижерская палочка, левая указующим жестом протянута вперед. Художник подписал свой рисунок: «26 ноября 1932 года. 5-я и 6-я симфонии Чайковского. Аркадий Мазаев».
Скрипач Вячеслав Сук приехал в Россию в 1879 году. Вначале он играл в Киевской частной опере, затем перешел в оркестр Большого театра. В середине 80-х годов Сук был приглашен дирижером в Харьковскую оперу, где его услышал Чайковский. Композитор писал: «Я положительно изумлялся его капельмейстерскому таланту», он же дал Суку прекрасную рекомендацию. Однако дирижером Большого театра Сук стал лишь в 1906 году (на этом посту он сменил Рахманинова), и занимал эту должность до конца жизни.
Репертуар Вячеслава Сука насчитывал около пятидесяти опер. Явные предпочтения дирижера — русские оперы, в первую очередь Чайковского и Римского-Корсакова. Под его управлением шли «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Снегурочка», «Садко», «Майская ночь», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Золотой петушок» и другие шедевры. Но он прекрасно исполнял современные зарубежные оперы (например, «Саломею» Рихарда Штрауса), и произведения советских композиторов: Гедике, Крюкова, Крейна. В работе Вячеслав Иванович был требователен — в первую очередь к себе. Он не становился за пульт, пока не знал досконально не только партитуру в целом, но и каждую партию.
Своей главной задачей музыкант считал точную передачу авторского замысла. Он говорил, что «дирижер должен быть благожелательным истолкователем композитора, а не злостным критиком, который мнит себя знающим больше самого автора».
Вячеслав Иванович был душой Большого театра. Человек требовательный, но отзывчивый, жизнерадостный и дружелюбный, он пользовался любовью и уважением коллег.
В последние годы жизни Сук выступал и на концертной эстраде. Вершиной его дирижерского искусства стали три последние симфонии Чайковского. Две из них — Пятая и Шестая — составили программу последнего концерта Вячеслава Сука, в ходе подготовки к которому его запечатлел художник Аркадий Мазаев.
Портреты выдающихся музыкантов — это живая история музыки.
Н.Ю.Тартаковская
Дирижер Вячеслав Сук

Последние выпуски программы

Александр Цфасман «Композитор, пианист, дирижёр» (грампластинка)

Один из первых музыкантов, повлиявших на формирование отечественной джазовой музыки — Александр Наумович Цфасман. С ним связано начало развития профессионального джаза в России. Его творчеству посвящена раритетная пластинка из музейных фондов: «Александр Цфасман. Композитор, пианист, дирижёр».

Пауль Хиндемит в СССР

В фондах Музея музыки хранится редкая фотография с дарственной надписью на немецком языке: «Господину профессору Браудо на добрую память. Пауль Хиндемит. 27 июля 1927 года».

Фортепиано фирмы «Бродвуд и сыновья»

В 1963 году в коллекцию Музея музыки поступило прямоугольное молоточковое фортепиано лондонской фирмы «Бродвуд и сыновья», изготовленное в первой четверти XIX века.