Афиша спектакля «Суворов»

Выпуск 497
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится ценная афиша. Она переносит нас почти на 80 лет назад, когда в разгаре была Великая Отечественная война. В конце февраля 1942 года в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялись премьерные показы оперы Сергея Василенко «Суворов». На афише — портрет Суворова в окружении лавровых ветвей и надпись: «Посвящается Красной армии».
«Суворов» — последняя опера Сергея Никифоровича Василенко. Композитор прожил долгую и творчески насыщенную жизнь. Он написал шесть опер, восемь балетов, пять симфоний, множество вокальных и инструментальных сочинений, выступал как дирижер и лектор, был одним из организаторов музыкального радиовещания. Всю жизнь Василенко искал своего героя — сильную личность, связанную с народом. Заглавные персонажи его опер «Сын солнца» и «Христофор Колумб» такими героями не оказались. И вот на семидесятом году жизни композитор обратился к образу легендарного полководца Александра Суворова. Конечно, такой выбор в годы Великой Отечественной войны был не случаен. В поисках исторических аналогий композиторы и литераторы воспевали великих русских полководцев. Образы Александра Невского и Михаила Кутузова создал Сергей Прокофьев. Имя Суворова в те годы тоже было популярным. Однако в либретто писателя и сценариста Сигизмунда Кржижановского и в музыке Сергея Василенко Суворов предстает не как легендарный генералиссимус, а как живой человек, кровь от крови русского народа, «отец солдатам».
Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко был единственным, актеры которого не эвакуировались и остались работать в Москве в первые годы войны. За это время артисты театра дали 770 концертов на фронте, 270 — в госпиталях, около двухсот — в воинских частях Москвы и Подмосковья. Одна из бригад театра была окружена и попала в плен. После возвращения в Москву участники этой бригады стали узниками ГУЛАГа.
Оперу «Суворов» поставил художественный руководитель театра, режиссер Павел Марков — совместно с Павлом Румянцевым. Первым исполнителем главной роли стал бас-баритон Николай Панчехин.
Увы, спектакль «Суворов» не удержался в репертуаре. Даже День Победы в мае 1945 года был отмечен постановкой другого сочинения Сергея Василенко — балета «Лола». Однако музейная афиша раскрывает одну из интересных страниц оперного искусства военной эпохи.
Ценные документы — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.