«Жаворонок киевских полей»

Выпуск 491
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Любителям музыки наверняка приходилось видеть в нотных магазинах сборники песен из репертуара популярных певцов. Эта традиция имеет давние корни. Перед нами — образец нотного альбома, который вышел в свет почти 170 лет назад. Красивая обложка с длинным названием: «Жаворонок киевских полей. Малороссийский музыкальный альбом в десяти отделениях, составленный из репертуара малороссийского певца Степана Карпенка. Отделение первое. 12 песен для фортепиано. Санкт-Петербург, 1852 год».
Степан Данилович Карпенко родился в 1815 году в старинном городе Василькове близ Киева. Он был разносторонне одарён: пел, выступал в театре, писал стихи и прозу. В двадцать лет Карпенко опубликовал свою первую книгу — роман «Любила двух, или Чувствительное сердце только раз любит»; её сюжет разворачивался на фоне татаро-монгольского нашествия на Киев в 13-м веке. В таком же сентиментальном духе была и повесть на родном малороссийском материале — «Плачевная участь древнего Василькова». В соавторстве с младшим братом Григорием Степан Карпенко выпустил несколько сборников прозы и стихов на украинском языке. В эти сборники вошли и песни, сочинённые им самим. В репертуар Карпенко-певца входили 500 украинских народных песен, которые он исполнял на музыкальных вечерах в Москве, Петербурге и других городах. Украинский артист стал знаменитостью обеих столиц.
Так, летом 1851 года в увеселительном саду швейцарца Излера у Чёрной речки в Петербурге, давали две оперы Гулáк-Артемóвского: «Украинская свадьба» и «Ночь накануне Ивана Купала». Как и знаменитый «Запорожец за Дунаем» того же автора, оперы имели оглушительный успех. Этому способствовали вставные номера — украинские песни и пляски, ансамбль бандуристов. Степан Карпенко прямо во время действия запевал песню «Спыть жiнка, нэ чуе», вызывая восторг у публики.
Эта и другие песни вошли в сборники «Васильковский соловей» и «Жаворонок киевских полей». Песни гармонизовал и аранжировал для пения с фортепиано Иосиф Мельтцер — автор популярной салонной музыки. На титульном листе напечатано руководство для исполнителей, не знающих украинского языка: как произносятся некоторые буквы — твердо, средне или мягко, а в тексте над каждым слогом поставлено ударение.
Издание песен из репертуара Степана Карпенко — пример интереса тогдашнего столичного общества к истории, культуре, языку украинского народа. Кстати, символично, что сборник Карпенко вышел в год смерти автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки» — великого писателя Николая Васильевича Гоголя.
Редкие нотные издания — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская
«Жаворонок киевских полей»

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.