Кустодиев. Эскиз декорации

  • 24 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Акварельные рисунки Бориса Кустодиева — украшение коллекции Музея музыки. Это эскизы декораций и костюмов к постановке оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в Большом оперном театре Народного дома в Петрограде.
Один из рисунков представляет сцену из 3-го действия оперы. Вопреки авторским ремаркам, действие разворачивается не в тереме боярина Собакина, а на высоком открытом крыльце, почти на улице. Резной портал обрамляет сцену. Лестница спускается в осенний сад. На сцене стол, покрытый белой скатертью, на нём кувшин и блюдо с яблоками. На рисунке, помимо декораций, изображены и фигуры двух действующих лиц. Бородатый мужчина в красном кафтане с голубым воротом — боярин Грязной. Он удерживает за руку девушку, которая безуспешно пытается вырваться. Это Марфа Собакина. На ней сарафан в голубую продольную полоску.
Голубой цвет — цветовая доминанта рисунка: голубые ножки стола и табуретов, голубые перила крыльца и круглые детали колонн, поддерживающих крыльцо. Наконец, весь задник сцены — изображение голубого неба с крупными облаками. Цвет неба создает особую воздушную атмосферу. Слева внизу на рисунке подпись художника и дата, справа надпись: «„Царская невеста», 3-й акт».
Театральные работы Кустодиева не столь известны, как его живописные полотна. А ведь он, как и другие знаменитые художники рубежа веков, активно сотрудничал с театрами: писал декорации к спектаклям МХАТа, оформлял оперные постановки в Большом и Мариинском театрах. В 1920 году уже больной, прикованный к инвалидной коляске Кустодиев работал над оформлением постановки оперы «Царская невеста» в Народном доме в Петрограде.
Художник не стремился к реалистическому отображению действительности, — он создавал свой собственный мир, яркий и красочный, как на его жанровых картинах.
Таково живописное оформление 3-го действия «Царской невесты», в котором происходит ключевое событие оперы — отравление Марфы Собакиной. Спокойное настроение декораций, запечатленный художником светлый мир природы ярко оттеняет темные стороны характеров персонажей, их страсти, коллизии сюжета, тем самым создавая объем и усиливая трагизм происходящего на сцене.
Н.Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

  • 23 сентября 2021

Дирижер Вячеслав Сук

История русского оперного театра второй половины 19-го века знает двух знаменитых дирижеров – чехов по национальности. Музыкальную часть Мариинского театра в Санкт-Петербурге несколько десятилетий возглавлял Эдуард Направник, а главным дирижером Большого театра в Москве был его младший соотечественник Вячеслав Сук.

  • 21 сентября 2021

Записи Поля Робсона

В фондах Музея музыки хранятся грампластинки с портретами известных певцов. На одной из них Поль Робсон — певец, актер, политик, борец за гражданские права.

  • 16 сентября 2021

Афиша спектакля «Суворов»

В Музее музыки хранится ценная афиша. Она переносит нас почти на 80 лет назад, когда в разгаре была Великая Отечественная война.