Письмо с фронта: Евгений Макаров

  • 17 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Великая Отечественная война ворвалась в музыкальную жизнь Москвы, как и всей страны. Многие студенты музыкальных вузов, только начинавшие творческую жизнь, были мобилизованы. Одним было суждено погибнуть в бою, другим — пережить тяготы войны и встретить Победу. В фондах Музея музыки хранятся письма музыкантов тех лет. В них вести с фронта, рассказы о тяжелых боях, надежда на скорый разгром врага и возвращение к мирной жизни.
В архиве профессора Московской консерватории Генриха Литинского сохранилось немало писем военного времени от его учеников-фронтовиков. Письмо Евгения Макарова было отправлено с фронта в сентябре 1941 года. Макаров родился в 1912 году и к началу войны уже проявил себя талантливым композитором. Он учился в консерватории в классе композиции у Литинского и успел написать несколько крупных сочинений.
На фронте Макаров служил в батальоне химической защиты, командовал взводом. Его письмо — это долгий разговор с любимым учителем. Не случайно на шести страницах четыре раза повторяется обращение «Дорогой Генрих Ильич!».
О чем же писал ученик? О фронтовых буднях: «Встаем в 4-45, ложимся в 10, но свободное время бывает в виде каких-то обрывков. Живется в общем хорошо, трудности есть, но мелкие. В военную жизнь постепенно втягиваюсь. Отношения с товарищами и бойцами хорошие. По-видимому, с моим характером жить в армии можно. Читаю понемногу. В моей походной библиотеке — Шекспир, Сервантес, Гофман, Пастернак». Макаров писал о том, что пытается продолжать сочинять в любых условиях: «Вчера я прорвался сквозь все преграды, уехал в Воронеж и два часа занимался сочинением. Рояль я достал в местном музучилище, куда я зашел и представился студентом Московской консерватории. Меня приняли почтительно. Оставшись наедине с роялем, я буквально задрожал от волнения. Спокойно я работать не мог, да еще мешали любопытные, желавшие посмотреть на московского композитора». Писал Макаров и о творческих замыслах: «Я начал одну работу, о которой давно думал. Я хочу написать небольшой цикл на тексты Омара Хайяма — иранский поэт, материалист и эпикуреец 11-го века». И в том же письме — несколько тактов будущего сочинения. И, конечно, мечты о Победе: «Придется подождать с музыкой, пока мы все вместе не разобьем гадов. Вот тогда музыка вступит в полные права».
Молодой музыкант не знал, что его педагог хлопочет о возможности отозвать с фронта нескольких наиболее способных студентов, чтобы они смогли продолжить обучение в консерватории. Среди них оказался и Евгений Макаров. Уже в 1944 году он окончил военно-дирижерский факультет при Московской консерватории и сразу же был приглашен педагогом в Институт военных дирижеров. Так определилось его призвание: сочинения Евгения Макарова вошли в репертуар духовых оркестров, в том числе армейских коллективов. Он написал несколько учебных пособий, включая «Курс инструментовки для духового оркестра».
Война круто изменила жизнь Евгения Макарова и решила его дальнейшую судьбу.
А вот цикл на стихи Омара Хайяма так и не был написан — либо затерялся в военные годы.
Ценные документы — это важная часть нашей истории и культуры.
Н.Ю. Тартаковская
Письмо с фронта: Евгений Макаров

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.