Механический орган (Германия, середина 19-го века)

  • 12 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В середине 70-х годов известный архитектор, лауреат Ленинской и Сталинской премий Александр Фёдорович Хряков передал в дар Музею музыки механический орган. В конце 60-х — начале 70-х Александр Федорович руководил Архитектурно-проектной мастерской Моспроекта, а раньше участвовал в проектировании высотного здания Московского университета, Центрального стадиона имени Ленина в Лужниках, так и не построенного Дворца Советов и других зданий в Москве, Ленинграде, Сочи, Сталинграде, Туле и Варшаве.
Подаренный им механический орган был изготовлен в Германии в середине 19-го века. Первоначально инструмент находился в «Музыкальном домике» дворца князя Потёмкина-Таврического в Островках на Неве.
Этот красивейший дворец, построенный под Санкт-Петербургом в середине 80-х годов 18-го века, представлял собой «архитектурный гибрид» нео-готики и дворца турецких султанов в Стамбуле. Дворец Потёмкина был окружен пейзажным парком с холмами, рощами и аллеями. Вдалеке было видно Неву с ее берегами. На реке, близ большого невского острова, расположились маленькие островки, давшие название самой местности.
Во второй половине 19-го века Островки начали славиться как замечательное дачное место. Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков вспоминал о лете 1875 года: «Мы наняли дачу в Островках на Неве, вблизи прежнего потёмкинского имения… Мы жили в уединении, и только дважды нас посетили гости: пианист Дмитрий Климов с женою и Цезарь Кюи».
Дворец в Островках, переходя из рук в руки, в конце концов был приобретен купцом Иваном Оленчиковым. Ему удалось восстановить здание и возродить заброшенные места, превратив их в любимое место отдыха и прогулок творческой элиты Петербурга. Кто только там не бывал! Художники Аркадий Рылов и Илья Машков, великий Николай Рерих, назвавший замок в Островках «самым характерным местом» за всю дорогу от Петербурга до Шлиссельбурга.
Семья архитектора Александра Хрякова издавна жила в Островках. Там у его бабушки был собственный дом, где и стоял купленный у Оленчикова немецкий механический орган. Иногда молодежь танцевала под его музыку. В репертуаре механического органа было много популярных произведений, в том числе «Марсельеза» и танцы из оперы Глинки «Иван Сусанин».
Инструмент внешне напоминает стол с глубокой столешницей — это корпус, внутри которого помещаются 82 деревянные трубки и съемный вал со штифтами — программой, проигрывающей музыку. По устройству механики орган представляет собой большую стационарную шарманку. Вращая ручку, расположенную сбоку корпуса, приводят в движение вал, нагнетается воздух, звучат разные трубки, и рождается музыка.
Более 20 лет механический орган демонстрировался в музее в постоянной экспозиции музыкальных инструментов.
Редкие инструменты — это живая история музыки.
Нина Милешина
Механический орган (Германия, середина 19-го века)

Последние выпуски программы

Ступень к Парнасу

В коллекции Музея музыки хранится редчайший экземпляр учебника полифонии, изданного в 1725 году — «Ступень к Парнасу». Его название знакомо всем студентам, изучающим теорию музыки. Однако увидеть подлинную книгу — большая удача.

Несостоявшиеся концерты Рахманинова

Недавно завершилась реставрация ценного документа из фонда Сергея Рахманинова в Музее музыки. На ветхом пожелтевшем листе бумаги напечатаны программы сольных концертов, которые пианист собирался дать в Мексике. Документ на английском языке так и называется: «Пять концертов в Мехико».

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.