Первая симфония Н.А. Римского-Корсакова

  • 5 августа 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
В фонде Римского-Корсакова в Музее музыки хранится ценный экземпляр издания Первой симфонии композитора. На обложке рядом с фамилией автора мы видим имена двух музыкантов. Первый — Фёдор Канилле, которому посвящена симфония. Второй — Иван Чернов, адресат дарственной надписи, написанной острым, как бы «летящим» почерком: «Любезному ученику моему Ивану Чернову на память. Римский-Корсаков».
Фёдор Андреевич Канилле был первым преподавателем музыки Римского-Корсакова. Талантливый пианист и педагог, Канилле учил 14-летнего кадета Морского корпуса игре на фортепиано и теории, пробудил в нём интерес к сочинению музыки.
А главное — Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым, главой композиторского кружка «Могучая кучка». Это знакомство определило дальнейшую судьбу будущего автора «Снегурочки» и «Садко». Римский-Корсаков вспоминал, что он погрузился в новый, неведомый ему мир, очутившись среди настоящих, талантливых музыкантов. Именно тогда, в начале 60-х годов, он начал сочинять симфонию, и его работу одобрил Балакирев. Но затем Римский-Корсаков был произведен в гардемарины, и ему предстояло двухлетнее кругосветное плаванье на военном клипере «Алмаз». Работа над симфонией была отложена, и только в 1865 году сочинение было закончено.
19 декабря того же года симфония была исполнена на концерте Бесплатной музыкальной школы. Дирижировал Балакирев. Публику удивил вид автора, выходившего на поклоны — двадцатилетнего юноши в мундире морского офицера. Сам Римский-Корсаков был счастлив.
Спустя двадцать лет композитор вернулся к своей юношеской симфонии, переделал и заново оркестровал ее. Партитура и оркестровые голоса были напечатаны в издательстве Бесселя в 1884 году. Тогда же симфония в новой редакции была исполнена ученическим оркестром Петербургского университета. Осенью 1890 года она вновь прозвучала в концерте — на сей раз в честь 25-летия композиторской деятельности Римского-Корсакова.
Ученик композитора Иван Чернов сделал переложение симфонии для фортепиано в 4 руки. Экземпляр переложения Римский-Корсаков также подарил своему любимому ученику с надписью: «Перелагателю этой симфонии от любящего его Николая Римского-Корсакова».
Чернов окончил полный курс Придворной певческой капеллы по теории композиции, инструментовке и дирижированию в 1892 году с оценкой «четыре с плюсом». Во время учебы он дирижировал ученическим оркестром и самостоятельно вел курс теории музыки и сольфеджио в младших классах капеллы.
Впоследствии Иван Чернов стал композитором и педагогом, преподавал в музыкальных училищах Воронежа и Симферополя.
Ценные нотные издания — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.