Первая симфония Н.А. Римского-Корсакова

Выпуск 485
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фонде Римского-Корсакова в Музее музыки хранится ценный экземпляр издания Первой симфонии композитора. На обложке рядом с фамилией автора мы видим имена двух музыкантов. Первый — Фёдор Канилле, которому посвящена симфония. Второй — Иван Чернов, адресат дарственной надписи, написанной острым, как бы «летящим» почерком: «Любезному ученику моему Ивану Чернову на память. Римский-Корсаков».
Фёдор Андреевич Канилле был первым преподавателем музыки Римского-Корсакова. Талантливый пианист и педагог, Канилле учил 14-летнего кадета Морского корпуса игре на фортепиано и теории, пробудил в нём интерес к сочинению музыки.
А главное — Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым, главой композиторского кружка «Могучая кучка». Это знакомство определило дальнейшую судьбу будущего автора «Снегурочки» и «Садко». Римский-Корсаков вспоминал, что он погрузился в новый, неведомый ему мир, очутившись среди настоящих, талантливых музыкантов. Именно тогда, в начале 60-х годов, он начал сочинять симфонию, и его работу одобрил Балакирев. Но затем Римский-Корсаков был произведен в гардемарины, и ему предстояло двухлетнее кругосветное плаванье на военном клипере «Алмаз». Работа над симфонией была отложена, и только в 1865 году сочинение было закончено.
19 декабря того же года симфония была исполнена на концерте Бесплатной музыкальной школы. Дирижировал Балакирев. Публику удивил вид автора, выходившего на поклоны — двадцатилетнего юноши в мундире морского офицера. Сам Римский-Корсаков был счастлив.
Спустя двадцать лет композитор вернулся к своей юношеской симфонии, переделал и заново оркестровал ее. Партитура и оркестровые голоса были напечатаны в издательстве Бесселя в 1884 году. Тогда же симфония в новой редакции была исполнена ученическим оркестром Петербургского университета. Осенью 1890 года она вновь прозвучала в концерте — на сей раз в честь 25-летия композиторской деятельности Римского-Корсакова.
Ученик композитора Иван Чернов сделал переложение симфонии для фортепиано в 4 руки. Экземпляр переложения Римский-Корсаков также подарил своему любимому ученику с надписью: «Перелагателю этой симфонии от любящего его Николая Римского-Корсакова».
Чернов окончил полный курс Придворной певческой капеллы по теории композиции, инструментовке и дирижированию в 1892 году с оценкой «четыре с плюсом». Во время учебы он дирижировал ученическим оркестром и самостоятельно вел курс теории музыки и сольфеджио в младших классах капеллы.
Впоследствии Иван Чернов стал композитором и педагогом, преподавал в музыкальных училищах Воронежа и Симферополя.
Ценные нотные издания — это живая история музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.