Письмо Победы

Выпуск 484
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В Музее музыки хранится огромное эпистолярное наследие выдающегося пианиста, профессора Московской консерватории Александра Борисовича Гольденвейзера — в нем около 15-ти тысяч писем! Многие из них написаны в годы войны учениками, коллегами и знакомыми музыканта.
На одном из писем дата — 12 мая 1945 года. Да, оно написано спусти три дня после Победы в Великой Отечественной войне, и это определяет его тон и содержание. Автор письма — Наум Бродский, ученик Гольденвейзера. «Хочу поделиться с Вами своей великой радостью», — пишет автор. Объявление о капитуляции Германии застало его в Австрии, в небольшом городке недалеко от Вены. Автор описывает реакцию солдат, офицеров, жителей города — ярко, образно и эмоционально.
«Трудно себе представить, что здесь было. Тотчас же после объявления о капитуляции все вышли на улицу. Начались объятия, поцелуи, крики. Австрийцы, не зная, в чем дело, перепугались и спрятались в погребах, ибо тут же поднялась невероятная стрельба. Стреляли все. Танкисты начали стрелять из тяжелых пулеметов, и некоторые умудрялись палить из тяжелых пушек. Те, которые спали, были разбужены этой музыкой, приняв все за уличный бой.
Вершиной всего были митинги. Здесь уже было более организованное выражение восторга. Торжественная тишина. Строй. Ораторы. И тут я увидел то, что еще не встречал на войне. Бывалые, закаленные солдаты, высушенные ужасами войны, плакали в строю, а офицеры, открывая митинги, скажут два слова и откашливаются, будто поперхнулись. А у них комок в горле стал. Это невозможно себе представить.
Никто уже в эту ночь не спал. Все веселились и пьянствовали до утра».
Этот текст потрясает подлинностью изображения событий — ничего подобного мы не видели ни в документальных, ни в художественных фильмах о Победе.
А дальше — мысли Наума Бродского о будущем, о Москве, о консерватории: «Я себя уже снова считаю дипломником». Музыкант горит желанием полностью посвятить себя учебе. «Я могу отдать себя целиком и полностью. Аккордеон я привезу и на первых порах смогу легонько халтурить без ущерба делу. В общем, я считаю, что это недалекое реальное будущее».
Затем Бродский подводит итог пережитого за четыре военных года. «Прошла жестокая война. События и моменты в ней бывали так сильны, что иногда дни, часы или даже минуты в корне меняли внутренний облик человека. Многое довоенное забыто. Осталось самое дорогое, самое сильное. Я иногда думаю, что же у меня осталось в Москве. Только семья и педагог».
Счастье было иметь такого учителя, как Александр Гольденвейзер, которому можно было написать письмо-исповедь.
Наум Маркович Бродский был награжден орденом Красной звезды и медалями за освобождение Вены и Праги. Он закончил консерваторию, преподавал в Донецком музыкальном училище и выступал с концертами как пианист и органист.
Ценные документы — это важная часть нашей истории и культуры.
Н.Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.