Платок с веткой сирени
Выпуск 483
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фондах Музея музыки хранится немало мемориальных предметов, принадлежавших Сергею Рахманинову. Благодаря его родным и близким, передавшим эти дорогие им реликвии в музей, мы имеем возможность видеть, изучать вещи великого композитора. Но один из предметов — более позднего времени. Это батистовый платок фабричной работы с напечатанным рисунком — веткой сирени.
Эту прелестную вещицу дочь Рахманинова, Татьяна подарила племяннице композитора Зое Аркадьевне Прибытковой. Зоя Аркадьевна была пианисткой и режиссером. Платок и несколько фотографий она получила в письме из Сенара — это имение в Швейцарии, построенное Рахманиновым еще в 1930-е годы. После смерти композитора его младшая дочь Татьяна Конюс стала хранительницей имения.
Письмо дочери Рахманинова, адресованное Зое Прибытковой, датировано 4-м октября 1959 года. Татьяна сожалеет — неужели родственницам никогда не удастся встретиться? Муж Зои, профессор Иван Романов, был крупным ученым-ботаником, и Татьяна спрашивала, не сможет ли он получить командировку за границу — тогда они смогли бы приехать погостить в Сенар.
«Как хотелось бы показать тебе Сенар, который с каждым годом делается красивее, — писала Татьяна. — Стараюсь содержать его в полном порядке и таким, каким он был при отце. Ничего не трогаю — только цветы прибавляю».
Жаль, что Сергею Васильевичу не довелось увидеть любимый Сенар во всей красе разросшихся деревьев и цветущих роз. Сколько сил было вложено им в украшение имения, построенного буквально на голых скалах. Когда композитор приобрел участок под строительство дома, пришлось взрывать скалу и завозить землю под сад. Среди архивных документов имеются счета от садовника, которому заказывали огромное число саженцев и цветов. Рахманинов и сам любил возиться в саду, косить, копать. Любовь к земле у него была с молодых лет, когда он хозяйствовал в своем тамбовском имении Ивановка.
Татьяна продолжает: «В этом году здесь была удивительно удачная погода — прямо небывалая. Купались до конца сентября». Действительно, лето 1959 года выдалось теплое. При покупке имения Рахманинова предупреждали — погода в этой части Швейцарии неустойчивая, часто идут дожди. Но композитор настолько любил Сенар, что приезжал туда при первой возможности.
Наконец, в конце письма — о платке. «Вкладываю в это письмо для тебя платок — символическая ветка сирени из Сенара. Надеюсь, дойдет. Эти платки — местная специальность».
Мы знаем, что значила сирень для Рахманинова. Известно, что в течение многих лет на каждом концерте композитору преподносили букет сирени от неизвестной поклонницы. Позже стало известно ее имя — Фёкла Яковлевна Руссо.
Не случайно в Ивановке каждое лето расцветает роскошная сирень. Для всех, кто любит музыку Рахманинова и хранит память о нем, сирень прочно ассоциируется с образом композитора.
Ценные музейные экспонаты — это важная часть нашей истории и культуры.
Н.Ю. Тартаковская