«Темная ночь»

Выпуск 481
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
В фонде композитора Никиты Богословского в Музее музыки сохранился листок нотной бумаги с записью песни «Темная ночь». Написана только партия голоса со словами, без аккомпанемента. Но это не эскиз и не набросок, а окончательный вариант, приготовленный к изданию. Об этом говорят многочисленные редакторские пометы красным карандашом и штамп военной цензуры.
«Темная ночь», как и многие другие замечательные песни военных лет, родилась стремительно, в порыве творческого вдохновения.
Весной 1943 года на Ташкентской киностудии шли съемки художественного фильма «Два бойца» о друзьях-фронтовиках. Первоначально никаких песен в фильме не предполагалось. Но у режиссера Леонида Лукова никак не получалась лирическая сцена. Он понял, что для сцены в землянке нужна не просто музыка, а еще и голос — этот эпизод должен был стать особенно человечным и искренним. Главный герой Аркадий Дзюбин пишет письмо домой. Ночь. Идет дождь. Солдат берет в руки гитару и тихонько запевает.
Режиссер обратился к композитору Никите Богословскому. Композитор вспоминал: «Он так взволнованно и талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки, сыграл ему мелодию „Темной ночи“, которая и вошла потом в фильм без изменения. Дальнейшая работа над песней шла также быстро. Вызвали срочно поэта Владимира Агапова — он тут же, присев к столу, написал стихи почти без помарок. Разбудили исполнителя главной роли Марка Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок. Над записью песни работали всю ночь. И наутро под готовую фонограмму уже снимали эпизод „Землянка“».
Получилось так, что первое исполнение песни у Бернеса перехватил Леонид Утёсов — он успел записать ее на пластинку еще до выхода фильма. Но исполнение Бернеса всё же считается эталонным. За роль в фильме «Два бойца» Бернес был награжден орденом Красной Звезды, а одесситы присвоили актеру звание Почетного жителя города Одессы — несмотря на то, что он был родом из Нежина.
Любопытно, что первоначальная запись на пластинку оказалась бракованной — ясно слышались шорохи. Выяснилось, что работница студии не могла сдержать слёз, слушая песню, и слёзы капали на восковую матрицу. Девушку чуть было не обвинили во вредительстве, а Богословский был польщен таким проявлением любви к его творению.
Песня стала одним из музыкальных символов Великой Отечественной войны. Неслучайно она звучит не только в фильме «Два бойца», но и в других, более поздних кинолентах — «30 дней до рассвета», «Сталинград», «Темная ночь», «Последняя игра в куклы».
Ценные нотные автографы– это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.