П. И. Чайковский. Фантазия для оркестра «Буря»

  • 20 июля 2021
В соответствии с требованиями РАО, плеер не разрешает останавливать, перематывать или скачивать записи.
Один из ценных экспонатов музейной коллекции — прижизненное издание фантазии «Буря» Петра Ильича Чайковского. Оно было напечатано в 1885 году в твердой обложке с кожаным корешком и золотым тиснением. Это сочинение напоминает нам, насколько на протяжении 19-го столетия была популярна тема морской стихии.
Одним из первых русских композиторов, написавших музыку к пьесе Шекспира «Буря», был Александр Алябьев — в 1827 году. Спустя 12 лет он же сочинил большую оперу «Буря» — в 3-х действиях. Музыку к спектаклю Малого театра «Буря» сочинил Антон Аренский, а Римского-Корсакова вообще можно назвать певцом морской стихии: он умел изобразить оркестровыми красками и бурю, и морскую тишь. В 70-х годах к сюжету шекспировской пьесы обратился Чайковский.
Идею и сюжет программного симфонического произведения предложил композитору музыкальный критик Владимир Стасов. По его замыслу, море должно было быть изображено дважды. В начале и в конце сочинения море тихое и кроткое, и только после заклинания персонажа пьесы, волшебника Просперо, внезапно поднимается буря. Стасов писал: «Пусть буря вдруг зарычит, залает, словно собака, сорвавшаяся с цепи и бросившаяся на врага, чтобы укусить по приказу хозяина. Пусть Ваша буря бросится и укусит итальянский корабль с принцами и тотчас же потом замолчит, только полегоньку вздрагивая, и ворча, и отходя прочь». А затем Стасов предлагал описать волшебный остров, куда буря забросила корабль, влюбленных Миранду и Фернандо, фантастических персонажей Калибана и Ариэля, мудрого Просперо. В конце — снова картина моря, тихого и спокойного.
Чайковский увлекся предложенным сюжетом. Летом 1873 года композитор гостил в деревне у своего приятеля Шиловского и за две недели написал фантазию, по его собственному признанию, «безо всякого усилия, как будто движимый какой-то сверхъестественной силой». Осталось только оркестровать. Полностью партитура была закончена в Москве. Чайковский посвятил свое сочинение его вдохновителю — Владимиру Стасову. Первое исполнение состоялось в Москве 7 декабря 1873 года под управлением Николая Рубинштейна. В следующем году «Буря» прозвучала и в Петербурге. Стасов сразу же после репетиции написал композитору: «Что за прелесть Ваша „Буря“! Что за бесподобная вещь!.. В любовных обеих сценах — что за страсть, что за красота, что за томление! Не знаю, с чем это можно сравнить?!».
Автор написал и собственную программу «Бури» — она мало отличается от стасовской:
«Море. Волшебник Просперо посылает духа Ариэля произвести бурю, жертвой которой делается корабль, везущий Фернандо. Волшебный остров. Первые робкие порывы любви Миранды и Фернандо. Ариэль. Калибан. Влюбленная чета отдается торжественному обаянию страсти. Просперо сбрасывает с себя силу волшебства и покидает остров. Море».
Эта программа напечатана во всех изданиях «Бури» — включая и издание 1885 года, которое хранится в музейной коллекции.
Ценные нотные издания — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Сергей Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

В фондах Музея хранится автограф Сергея Прокофьева — фрагмент знаменитого балета «Ромео и Джульетта». На нем записаны номера из второго действия: Народный танец и встреча Ромео с Меркуцио. Карандашом размечена инструментовка.

Сергей Прокофьев среди великих шахматистов

В фондах Музея музыки хранится уникальная фотография. На ней запечатлён композитор Сергей Прокофьев среди выдающихся шахматистов. Снимок сделан в 1914 году.

Благодарственное письмо Василию Хлудову

Перед нами пожелтевшее от времени письмо из фонда Музея музыки. Оно написано почти 150 лет назад перьевой ручкой и чернилами на бланке Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества. Это общество действовало с середины XIX века и способствовало развитию музыкальной культуры и образования в России.