Чайковский. Итальянское каприччио

Выпуск 479
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Петр Ильич Чайковский любил путешествовать. Он объездил всю Европу и побывал даже в Америке. Поездки были неспешны и обстоятельны, полны впечатлений, которые отражались в музыке. Давно желанная поездка в Италию стала возможной благодаря финансовой помощи Надежды Филаретовны фон Мекк. Из Италии Чайковский привез музыкальную зарисовку прекрасного праздника — «Итальянское каприччио».
Бесценная авторская рукопись партитуры «Итальянского каприччио» сегодня хранится в Музее музыки. Это 32 нотных листа в светло-желтом картонном переплете с черными углами и корешком. На последнем листе автор написал слово «Finish», дату окончания работы над партитурой — 15 мая 1880 года, и указал места, где она создавалась: Рим — Каменка.
Зимой 1879 года Чайковский приехал в столицу Италии и попал как раз на традиционный римский карнавал. Он был поражен атмосферой праздника — толпами, заполонившими улицы древнего города, криками, трубными сигналами, шествиями и плясками. «Кипучее веселье римской толпы» показалось Чайковскому искренним и непринужденным, о чем он написал домой. Композитор задумал изобразить в музыке нечто похожее на испанские фантазии Глинки — «Арагонскую хоту» и «Ночь в Мадриде», но уже на итальянском материале. Еще в Риме Чайковский начал писать «Итальянскую фантазию» — так первоначально он назвал свой замысел. А закончил весной следующего, 1880 года в Каменке. В этом живописном украинском имении своей сестры Чайковский любил гостить. «…Вчерне уже готова итальянская фантазия на народные темы, которой можно предсказать хорошую будущность, — пишет Чайковский фон Мекк. — Она будет эффектна благодаря прелестным темам, которые мне удалось набрать частью из сборников, частью собственным ухом на улицах».
Вопреки надеждам Чайковского успех к его новому сочинению пришел не сразу. После первого исполнения в Москве критики называли каприччио музыкой для садовых концертов. Потребовалось время, чтобы эта прекрасная музыка прочно утвердилась в симфоническом репертуаре.
Автографы великих композиторов — это живая история музыки.
Н.Ю. Тартаковская

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.