Ударные инструменты в традиционной китайской опере

Выпуск 469
В соответствии с требованиями РАО нельзя ставить на паузу и перематывать записи программ.
Один из интереснейших разделов музейной коллекции музыкальных инструментов народов мира — традиционные ударные инструменты Китая. Они ведут свою родословную с древности. Об их происхождении существует красивая легенда. Желтый император, легендарный предок китайцев, пошел войной на великана-колдуна Чи Ю, который оспаривал у него власть над миром и обладал магической способностью летать. Желтый император сделал большой волшебный барабан и использовал в качестве барабанных палочек кости духа грома. Когда он ударил в барабан, раздался грохот в сто раз более сильный, чем гром. Войско Чи Ю разбежалось, а сам он от ужаса утратил способность летать. Желтый император одержал полную победу.
Китайские ударные инструменты отличаются удивительным разнообразием. Без них немыслимо ни одно празднество, торжество или церемония. Ударные входят также и в оркестр традиционной китайской оперы — в основном для сопровождения батальных сцен. Важный инструмент, который применяется в этом жанре и сегодня, — барабан баньгу.
Ударные инструменты в традиционной китайской опере
Он выглядит как перевернутая чаша. Баньгу делают из древесины твердых пород, а его корпус состоит обычно из шести секторов, склеенных так, что в центре дна остается небольшое отверстие. Для мембраны используется свиная или воловья кожа. Исполнитель на баньгу, по сути, выполняет функцию дирижера. Этот барабан вместе с деревянными трещотками пайбань задает ритм пению актеров, а кроме того, акцентирует их жестикуляцию и движения.
Трещотка пайбань появилась в придворной и народной музыке Китая в шестом-восьмом веках нашей эры. Ее популярность стремительно росла во всех музыкальных жанрах, и в традиционной китайской опере пайбань тоже играет важную роль.
Ударные инструменты в традиционной китайской опере
Эта трещотка состоит обычно из трех деревянных пластин. При игре нижнюю пластину держат левой рукой и ударяют по ней двумя другими.
Характерные инструменты китайской оперы при изображении битв и сражений — гонг ло и тарелки бо.
Ударные инструменты в традиционной китайской опере
Ло — это общее китайское название гонгов. Существует более тридцати их разновидностей, диаметром от нескольких сантиметров до одного метра. В состав сплава, из которого отливают гонги, обычно входят высококачественная медь и олово. Бо — это две круглые медные тарелки с возвышениями в форме чаш посередине и отверстиями в центре. Через эти отверстия продеваются узкие кожаные ленты, чтобы музыканту легко было держать диски в руках. Помимо китайской оперы, Бо часто используются в народных ансамблях, для аккомпанемента песням и танцам, а также в буддийских храмах.
Уникальные инструменты — это живая история музыки.
Ещё больше интересной информации вы найдете на сайте Российского национального музея музыки.

Последние выпуски программы

Программа первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича — сочинение, ставшее символом мужества советского народа в годы Великой Отечественной войны. В фондах Музея музыки хранятся два бесценных раритета — авторская рукопись симфонии и программка ее первого исполнения.

Павловский воксал

В фондах Музея музыки хранится настоящий раритет. На цветной литографии из популярного журнала «Русский художественный листок» начала 60-х годов XIX века изображен великолепный парковый павильон. Здание полукруглой формы с открытыми галереями, на балконе играет оркестр, на первом плане прогуливается нарядная публика.

Осип Петров

В коллекции Музея музыки хранится портрет Осипа Афанасьевича Петрова — выдающегося оперного певца, первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере Глинки.